Я понимаю это так-Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян. Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину – особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество – «на помин души». В храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи – останки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные. Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов – индульгенции (в переводе с латинского значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан.
В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы непреложные истины христианской веры: учение о Троице Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух, о непорочном зачатии Христа от Духа Божьего, о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало положений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминальное застолье тризна у славян. Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как место, где душа человека еще может очиститься и избежать ада. Не все верующие христиане понимали догматы. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текстами Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками. Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение апостольской бедности. Они сами показывали пример праведной жизни; раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.
Внешняя политика Ивана IV осуществлялась в трех направлениях: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю; на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири; на юге – защита русских земель от набегов крымского ханства. Татарские ханы совершали грабительские набеги на русские земли. На терри-ториях Казанского и Астраханского ханств в неволе были тысячи русских людей, захваченных во время набегов. Жестоко эксплуатировалось местное население – чуваши, марийцы, удмурты, мордва, татары, башкирцы. По территориям ханств пролегал Волжский путь, но Волга не могла использоваться русскими людьми на всем своем протяжении. Привлекали русских помещиков и плодородные малозаселенные земли этих краев.
Сначала Иван Грозный предпринял дипломатические шаги, направленные на подчинение Ка-занского ханства, но они не принесли удачи. В 1552 г. 100-тысячное войско российского царя оса-дило Казань. Оно было лучше вооружено, чем татарское. Артиллерия Ивана IV имела 150 круп-ных пушек. Использовав подкоп и бочки с порохом, русские взорвали стены Казани. Казанское ханство признало себя побежденным. Народы Среднего Поволжья вошли в состав Российского государства. В 1556 г. Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода все Повол-жье являлось территорией России. Свободный Волжский торговый путь значительно улучшил ус-ловия торговли с Востоком.
В середине XVI в. в состав России вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда. Присоединение Ка-занского и Астраханского ханств открывало новые перспективы, становился возможным доступ к бассейнам великих сибирских рек. Сибирский хан Едигер еще в 1556 г. признал вассальную зави-симость от Москвы, но сменивший его хан Кучум (? – ок. 1598) отказался признать власть Москвы (угнетал местных жителей, убил русского посла) .
Купцы Строгановы, имевшие от царя грамоту с земель к востоку от Урала, по разрешению Москвы наняли большой отряд казаков для борьбы с ханом Кучумом. Предводителем отряда стал казацкий атаман Ермак (?-1585). В 1581 г. отряд Ермака нанес войскам Кучума пора-жение, а через год занял столицу Сибирского ханства Кашлык.
Окончательно Кучум был разбит в 1598 г. , и Западная Сибирь была присоединена к Россий-скому государству. На присоединенных территориях утвердились общероссийские законы. Нача-лось освоение Сибири русскими промышленниками, крестьянами и ремесленниками.
Внешнеполитические действия России на Западе – борьба за выход к Балтийскому морю, за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом. Многие прибалтийские земли издавна принадлежали Новгородской Руси. Берега реки Невы и Финского залива входили раньше в состав земель Великого Новгорода. В 1558 г. русские войска двинулись на Запад, началась Ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г. Правители Ливонского ордена препятствовали связям Россий-ского государства с западноевропейскими странами.
Ливонскую войну делят на три этапа: до 1561 г. – русские войска завершили разгром Ливон-ского ордена, взяли Нарву, Тарту (Дерпт) , подошли к Таллину (Ревелю) и Риге; до 1578 г. – война с Ливонией превратилась для России в войну против Польши, Литвы, Швеции, Дании. Военные действия приобрели затяжной характер. Российские войска вели борьбу с переменным успехом, заняв летом 1577 г. ряд прибалтийских крепостей.
Осложнило положение ослабление хозяйства страны в результате разорения опричниками. Изменилось отношение к русским войскам местного населения в результате военных поборов.
В этот период на сторону врага перешел князь Курбский, один из самых видных русских военачальников, знавший к тому же военные планы Ивана Грозного. Затрудняли положение опус-тошительные набеги на русские земли крымских татар. Полностью
После Крымской войны Австрияоказалась во внешнеполитической изоляции. Следствием этого стали тяжёлые поражения империи в войнах 1859 и 1866 гг., которые завершились для неё потерей итальянских владений и утратой лидирующего положения в германских землях. Война 1859 г. подорвала финансовую систему Австрии и привела к обострению внутренних противоречий. Конституционные эксперименты начала 1860-х гг., в ходе которых были восстановлены местные ландтаги, не могли исправить положения. Кайзер Франц-Иосиф подвёл итог: «Теперь у нас будет какая-то парламентская жизнь, власть, тем не менее, остаётся в моих руках».
Особое значение имело «пассивное сопротивление» Венгрии, которая требовала конституции 1848 г. и не соглашалась на меньшее. Недовольство своим положением проявляли и другие народы империи. Становилось очевидным, что старая модель управления многонациональным государством, основанная на почти неограниченной власти монарха, требовала замены. Поражение в войне с Пруссией стало последним толчком, который вынудил австрийское правительство приступить к решению назревших проблем.
В течение раннего Средневековья на съездах высшего духовенства церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы непреложные истины христианской веры: учение о Троице Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух, о непорочном зачатии Христа от Духа Божьего, о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало положений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминальное застолье тризна у славян. Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как место, где душа человека еще может очиститься и избежать ада. Не все верующие христиане понимали догматы. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текстами Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками. Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение апостольской бедности. Они сами показывали пример праведной жизни; раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.