Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить свою родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна, основанная в 494 году до н. э., была главной юридической защитой против произвола патрициев.
Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел, по крайней мере, 1 000 000 сестерциев.(Сестерций — древнеримская серебряная монета ) Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на наличии у них в собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. За несколькими исключениями, все политические должности были заполнены мужчинами из сенаторского класса.
Ниже них были эквиты (всадники или рыцари), с 400 000 сестерциев, которые могли участвовать в торговле и формировали влиятельный деловой класс.
Ниже всадников были ещё три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у которых не было никакой собственности.
Культура Киевской Руси Культура Киевской Руси является результатом длительного процесса как внутреннего развития восточнославянского общества, так и внешнего влияния мировой цивилизации. С глубокой древности берет начало устное народное творчество - сказки, легенды, песни. Древнейшими и значительными в культурном отношении являются былины Володимирового цикла, которые создавались в Х-XI вв. и воспевали храбрость богатырей, которые защищали родную землю. Здесь фиксировались память об исторических событиях и отношение к ним. Первыми письменными произведениями в Киевской Руси были летописи - своды записей об исторических событиях, изложенные в хронологической последовательности. Самым древним летописем, который дошел до наших дней, является «Повесть временных лет», созданная в начале XII в. Она сохранилась в Лаврентиивському (1377 г.) и Ипатиевских (начало XV века) списках. Известны также «Киевский летопись» XII века, «Галицко-волынский летопись» XIII вв. Летописи являются основным источником истории Киевской Руси IX-XIII веков. Но кроме них, с письменного наследия можно вспомнить философскую проповедь митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати», «поучения детям» Владимира Мономаха и др. Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», написанное на основе конкретного исторического факта. Неизвестный автор этого произведения призывал князей забыть междоусобицы и объединиться во имя защиты родной земли. Развитие литературы Киевской Руси был непосредственно связан с распространением образования, созданием библиотек. Уже за Владимира Святославича существовали государственные школы и школа при Софийском соборе. Ярославом Мудрым создается первая известная на Руси библиотека. Значительное развитие получила архитектура. При Владимире Святославиче строится храм Богородицы, который потом назвали Десятинной церковью (на его содержание князь принимал десятую часть доходов своих нефинеев). Она была украшена фресками, мозаикой. В 1037 г. возведен самый большой храм Киевской Руси - Софийский собор. По его образцу в Чернигове строится собор, в Новгороде и Полоцке - Софийский собор. Ярослав Мудрый сооружает в Киеве Золотые ворота. Центрами культуры в Киевской Руси были монастыри. Одним из них был Киево-Печерский монастырь, основанный за Ярослава Мудрого преподобным Антонием, на образец того, который был уже основан в Чернигове. Во всех крупных городах существовали иконописные мастерские. Развивается книжная миниатюра «Остромирове евангелие», написанное в середине XI века, украшенное прекрасными заставками и миниатюрами.Расцветает ювелирное искусство. Киевские мастера владели различными обработки драгоценных металлов - зерна, сканню, перегородчастою эмалью.
Осебенности-Отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси.
Причины-Летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение древнерусского государства, а своих князей представляли как приёмников князей киевских.
Новгородская земля.
Особенности-фигура князя наоборот отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.
Причины-Летописцы призывают русских князей прекратить распри. чтобы Русь снова стала единым государством и побеждала своих врагов.
Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел, по крайней мере, 1 000 000 сестерциев.(Сестерций — древнеримская серебряная монета ) Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на наличии у них в собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. За несколькими исключениями, все политические должности были заполнены мужчинами из сенаторского класса.
Ниже них были эквиты (всадники или рыцари), с 400 000 сестерциев, которые могли участвовать в торговле и формировали влиятельный деловой класс.
Ниже всадников были ещё три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у которых не было никакой собственности.