1. Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны
Причины конфликтов между странами
Борьба за новые земли или колонии Личная неприязнь между правителями Религиозные противоречияКрупнейшие страны: Франция, Испания, Священная Римская империя, Англия, Швеция и Османская империя.
В Восточной и Северной Европе положение дел определялось взаимоотношениями между протестантской Швецией, католической Речью Посполитой и православной Россией.
Своей главной задачей Испания считала борьбу с Реформацией и защиту католической веры. Поэтому её главными противниками на рубеже XVI— XVII вв. выступали Франция ,а также протестантские государства Англия и Голландия. Но так как эти страны были наиболее развитыми в экономическом плане, победить их Испания не могла.В конце XVI в. продвижение турок в Европу продолжилось. Это вызвало в 1593—1606 гг. войну между Османской империей (и её союзниками, в числе которых было и Крымское ханство) со Священной Римской империей.
Война шла с переменным успехом и завершилась подписанием мирного договора, по которому за каждой из сторон закреплялись те территории, которые она в тот момент удерживала.
Борис Годунов попытался заключить союз со Священной Римской империей.
Условием договора должно было стать признание императором зависимости от России Риги и Нарвы в обмен на поддержку российским государем Священной Римской империи в борьбе со Швецией.
Для закрепления этих возможных договорённостей царь предлагал брак своей дочери Ксении с австрийским эрцгерцогом Максимилианом.
2. Россия Речь Посполитая
Польша ( Речь Посполитая ) включала польские, литовские, белорусские и украинские земли.
Григорий Отрепьев
Осталось стремление Речи Посполитой использовать внутреннюю ситуацию в России для ослабления власти Бориса Годунова.
Для этого нужен был подходящий претендент на российский престол. Им стал беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, появившийся в Речи Посполитой после провала посольства Л. Сапеги в Москву.
Отрепьев объявил себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV.
Власти Речи Посполитой решили использовать Григория Отрепьева с борьбе с Россией.
3.Россия и Крымское ханство
Казы II Герей с начала своего правления жил мирно с русским царём Федором Иоановичем и даже писал ему дружеские письма.
Но летом 1591 года во главе 150-тысячной татарско-ногайской армии хан вторгся в южнорусские владения. Решающая битва произошла на берегу Москвы-реки, войско Казы-Герея было разбито.
После своего поражения под Москвой крымский хан Казы II Герей писал русскому царю о возобновлении дружбы, хотя его крымцы в то же время часто нападали на южные области России . Летом 1594 года заключил мирный договор с Русским государством.
5. Россия и Османская империя
После присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханства Россия старалась сохранять мирные отношения с Османской империей.
6. Россия и Персия
В 1594 г. Была установлена беспошлинная торговля между Россией и Персией.
В конце XVI- начале XVII в. Отношения между Россией и Персией успешно развивались.
Лютеранская церковь
Лютер был глубоким и искренним католиком. Он предался усиленным подвигам и постам, чтобы умилостивить грозное Божество, но не чувствовал успокоения.
В основном под влиянием Августина у Лютера сложился взгляд на человека путем благодати через веру в Искупителя. Так, в мысли, что человек получает по вере, Лютер нашел духовный покой. Позже его деятельность протекала в должности профессора Виттенбергского университета, где он и выступил в роли реформатора.
В 1510 году он побывал в Риме и был поражен неверием и богохульством в среде римского духовенства. Из Рима Лютер вернулся противником Римской Церкви. Такая Церковь, по его убеждению, не могла дать человеку, и он стал учить, что только личное общение человека с Искупителем и живая сердечная вера в Него человека.
В 1517 году Лютер открыто выступил против Римской Церкви. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. Для поддержании роскоши своего двора папа Лев под предлогом обновлении церкви святого Петра объявил продажу индульгенций. Продавцом индульгенций в Германии явился грубый монах-доминиканец Тецель. Как рыночный торговец, он стал расхваливать свой товар, доставляющий как обязательное грешникам на земле, так и освобождение душ умерших от мук чистилища. Лютер возмутился таким кощунством над отпущением грехов и к дверям виттенбергского храма прибил 95 тезисов против такого грубого человеческих душ. Он коснулся и самой основы индульгенций – учения о сверхдолжных заслугах и чистилище.
Кальвинистская церковь
Кальвинизм — одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости духовенства в людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.
Англиканская церковь
Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т. д., всего в 16 странах. С 1867 г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, объединяются Англиканским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую.
Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств - Кентерберийского и Йоркского - стоят архиепископы.
Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.
В США англиканство представлено Протестантской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов, в руководящий орган входят представители клира и прихожан. Епископальная церковь США ведет большую миссионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
В учении о англиканское вероучение повторяет общее представление Реформации о том, что в оправдании человека действует только Бог, отчужденная благодать Божия совершает вне содействия Как гласит об этом 11 член англиканского исповедания: "Мы оправдываемся пред Богом только заслугами Иисуса Христа чрез веру, а не нашими добрыми делами".