М
Молодежь
К
Компьютеры-и-электроника
Д
Дом-и-сад
С
Стиль-и-уход-за-собой
П
Праздники-и-традиции
Т
Транспорт
П
Путешествия
С
Семейная-жизнь
Ф
Философия-и-религия
Б
Без категории
М
Мир-работы
Х
Хобби-и-рукоделие
И
Искусство-и-развлечения
В
Взаимоотношения
З
Здоровье
К
Кулинария-и-гостеприимство
Ф
Финансы-и-бизнес
П
Питомцы-и-животные
О
Образование
О
Образование-и-коммуникации
Nuraaaykaaa
Nuraaaykaaa
13.01.2023 09:43 •  История

Каковы особенности государственного устройства древнего новгорода?

👇
Ответ:
mstasya04
mstasya04
13.01.2023
Существует мнение, что новгородское устройство составляет исконное исключение из общего строя древнерусских государств и что его особенности можно объяснить только заимствованием учреждений западноевропейских свободных городских общин (особенно ганзейских) . Мнение об исконном отличии новгородского устройства возникло давно: еще в середине XII в. думали, что Новгород получил от первых князей особые привилегии на самоуправление; но и тогда уже книжные люди сомневались в существовании таких привилегий. Сами новгородцы постоянно ссылались на грамоты (привилегии) Ярослава. Особенности новгородского устройства, быть может, коренились в первоначальных местных причинах, но проявились не ранее середины XII в. Они состоят в преобладании вечевой формы, узаконенной и признанной всеми князьями. Местные причины, направившие здесь общерусское государственное устройство в сторону преобладания веча, заключались в географическом положении земли и в сношениях с северогерманскими городскими общинами. Страна, занятая новгородцами и кривичами, неблагоприятная по скудости почвы для земледелия, весьма благоприятна по богатству торговых путей для торговли. Торговля вызывает сосредоточенность населения в больших городских общинах, что и содействует преимущественному развитию вечевого начала, т. е. преобладанию среднего класса.
Основным экономическим фактором был капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления. Вечевой строй в Новгородской земле был одной из форм феодального государства. Вече должностных лиц создавало иллюзию «народовластия» , участия всего мужского населения Новгорода в делах управления. В действительности же вся реальная полнота власти находилась в руках бояр и привилегированной части купечества.
Сначала Новгород наряду с другими русскими княжествами подчинялся Киеву. Но в ходе развития вечевого строя Новгород в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на известных условиях. Князья на новгородском столе не задерживались. В XII - XIII вв. на престоле побывали десятки представителей суздальской, смоленской и черниговской княжеских ветвей. Князь выполнял функцию связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и порядками в остальных ее землях, а с другой - отдельных частей Новгородской земли. Он ведал вопросами защиты Новгорода и его владений от нападений внешних врагов, был высшей судебной инстанцией. Новгородцы подписывали с ним договор (ряд) об условиях княжения, которые князь обязан был выполнять или в противном случае покинуть Новгород.
В Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй, обилие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях, потребовало создания более демократического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества.
Социальную структуру новгородского общества можно было представить следующим образом:
- Бояре (крупные землевладельцы)
- Житьи люди (средние землевладельцы и домовладельцы)
- Купцы (делились на сотни или по предметам торговли)
- Черные люди (ремесленники и наемные рабочие, свободные общинники - собственники земли, смерды)
- Холопы (слуги в боярских дворах и вотчинах)
Высшим органом власти было вече - народное собрание. Вече избирало князя. Функции князя были многообразны и со временем менялись. Вече отнюдь не было собранием всего мужского населения. На вече собирались владельцы городских усадеб в количестве не более 400-500 человек. Они составляли верхушку новгородского общества, были полновластными правителями Новгородской земли.
Новгородская феодальная республика была государством, где власть фактически принадлежала феодалам и купцам. Выборные власти этой республики осуществляли политику защиты интересов господствующего класса.
4,8(22 оценок)
Открыть все ответы
Ответ:
calimova123
calimova123
13.01.2023
Партии либерального направления в начале века не покушались на свержение существующей власти. Они предполагали улучшать политику государства эволюционным путём. РАзрабатывать и вводить такие законы, чтобы и страна развивалась, и граждане улучшали бы свою личную жизнь. Для этого представители либеральных сил и стремились с избирательной системы попасть в высшие эшелоны власти, туда, где законы придумывают и принимают. Ну а революционные силы то, чего хотели - добились в октябре 1917 года. Совершили государственный переворот, упразднили прежнюю власть и начали хозяйствовать сами. Правда, после переворота эти самые революционные силы меж собой перегрызлись, как пауки в банке и победили пауки-большевики. Всяких левых и правых эссеров, анархистов и прочих сожрали.
4,4(8 оценок)
Ответ:
Dbrfsdfsd
Dbrfsdfsd
13.01.2023
«К Михаилу Феодоровичу Романову никак нельзя применить определения, что он был "выборный Царь", так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 г., совершенно не подходят к понятиям "о выборах", устанавливаемых правилами и тенденциями современных "гражданских идей"... Дебаты на Земском Соборе сосредоточивались не на вопросе "кого избрать", а на вопросе "кто может быть Царем на Руси" соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе "всея земли". Понятия эти обнимали собой элементы двух порядков – нравственного и религиозного. К числу первых Земским Собором были отнесены: первое, "Царем на Руси может быть только русский"; второе, "Царем может быть только родственник последней династии Ивана Калиты", и третье, "Царем может быть только тот, на ком единогласно сосредоточатся желания "всея земли". Элементы второго порядка, в сущности, доминировавшие над всеми вышеустановленными, определяли божественность взгляда народа на власть: "кого Бог даст", "кого Бог изберет". Земские люди 1613 г., собравшись на "Обирание" государя, предоставляли "избрать" Царя Господу Богу, ожидая проявления этого "избрания" в том, что о Своем Помазаннике Он вложит в сердца "всех человецех... едину мысль и утверждение"».
4,5(1 оценок)
Это интересно:
Новые ответы от MOGZ: История
logo
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси Mozg
Открыть лучший ответ