до начала xviii столетия в живописи развивались преимущественно иконописные традиции
по воспоминаниям современников, в россии в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. однако в xviii в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.
особое место в живописи xviii в. занял портрет. наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне xvii в. персонажи торжественны и статичны.
1. Гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе
2. Внутренний кризис католической церкви
3. Растущие материальные запросы римской церкви
4. Все верующие платили десятину
5. Несоответствие образа жизни служителей церкви принципам, которые они проповедывали
Итоги Реформации:
1. Возвращение к авторитету Священного писания. Труд получил моральное оправдание и обрёл высокий религиозный смысл.
2. Улучшение и размножение школ. Увеличилось кол-во грамотных людей.
3. Дан толчок развитию ряда новых направлений изобразительного искусства.
4. Произошло колоссальное перераспределение собственности, прежде всего земельной.
5. Раскол Европы по религиозному принципу.