Данной грамотой дворяне наделялись следующими правами:
Личными правами (право на дворянское достоинство, защиту чести и жизни, освобождение от телесных наказаний и от обязательной государственной службы) Имущественными правами (полное и неограниченное право собственности, на наследование любого вида имущества, право заниматься предпринимательской деятельностью, освобождение от личных податей (налогов))Судебными правами (дворянина мог судить только суд равных, лишение прав осуществлялось только через суд)В эпоху дворцовых переворотов основное требование дворян касалось облегчения тяжести военной службы и сокращения ее сроков. В 1730 г. дворяне добились отмены того положения петровского указа о единонаследии, которое ограничивало их право распоряжаться имением при передаче его по наследству. 29 июля 1731 г. был учрежден Кадетский корпус в Петербурге для обучения дворянских детей в возрасте от 13 до 18 лет в количестве сначала 200 человек, а через год — 360. Окончившие его поступали в армию офицерами, минуя все тяготы солдатской службы. Наконец, в 1736 г. для дворян была отменена бе служба. По истечении срока они могли выходить в отставку с повышением в чине. При этом оставшиеся дома и вышедшие в отставку должны были выставлять за себя рекрута. Поскольку многие дворяне после окончания Русско-турецкой войны в 1739 г. стали хлопотать об увольнении со службы, в 1740 г. был издан указ, разрешавший подавать в отставку только тем, кто находился на действительной службе указанный в законе срок.
При Елизавете эта политика продолжалась. В 1754 г. была отменена смертная казнь в России. В интересах развития помещичьего хозяйства был изменен набора рекрутов. Их стали набирать ежегодно только с пятой части территории империи. Был отменен закон Петра I о недорослях. Дворяне фактически перестали служить солдатами в гвардии. При рождении они записывались в полк, в 10—12 лет получали чин сержанта, в 13—14 — поручика, в 16—17 — являлись в полк, совсем не зная военного дела. Фактически срок службы продолжался 10—12 лет. Это стало обычаем, на который правительство смотрело сквозь пальцы. Необычайно расширились при Елизавете и социальные привилегии дворянства. Инструкция по генеральному межеванию 1758 г. гласила, что все лица недворянского происхождения не только лишаются права иметь населенные имения, но и людей без земли. Таким образом, дворянское сословие приобрело монопольное право на владение землей и крепостными крестьянами. Для окончательного его оформления и учета в 1761 г. было велено составить «родословную книгу о дворянах».
Томирис (греч. Τόμυρίς, др.-перс. Tahm-Rayiš[1], приблизительно 570—520 годы до н. э.) — царица[2][3][4] (др.-греч. βασίλεια) массагетов, по мнению исследователей, скифского кочевого скотоводческого народа.
По мнению одних исследователей, имена царицы Томирис (др.-греч. Τομύρι) и её сына Спаргаписа (др.-греч. Σπαργαπίσης) имеют персидское происхождение, по мнению других имя сына царицы Томирис напоминает имя скифского царя Спаргаписа (Некоторые считают его отцом Томирис). Сходство имён можно объяснить родством между ираноязычными племенами (европейских) скифов и массагетов.[5][6].
Самое раннее описание массагетов, их царицы Томирис и её победы над персидским царем Киром II Великим, после попытки последнего завладеть царством массагетов, приводит Геродот, который пишет почти спустя сто лет после упоминаемых событий. История Томирис и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; такие писатели античности как Страбон, Полиэн, Кассиодори Иордан также писали о ней[7].
Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небое часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Персы же, придя, перебили многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргалис[8]. Узнав об этом Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен»[9][10].
Согласно Геродоту, плененный Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобожден и как только смог владеть руками, лишает себя жизни[9].
Томирис же, когда Кир её не послушался, собрав всё своё войско, вступила с Киром в бой. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, а сам Кир погиб[11]. По одним свидетельствам, обезглавленный труп Кира был распят[12] (Геродот об этом не сообщает), а его голову Томирис сунула в винный мех[13], наполненный человеческой кровью и добавила следующее: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью» (по другой версии «Ты жаждал крови, царь персов, так пей её теперь досыта!»)[11][14]. Геродот называет эту битву самой жестокой из тех, которые были у варваров[11].
Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала». Геродот. История в девяти книгах. Перевод с греческого Мищенко Ф. Г. М., 1888, т.1.
Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» называл Томирис гетской царицей, говоря, что Кир, царь персов, во времена царицы гетов Томирис[15], пошел на неё гибельной войной. А также, что по её окончании царица Томирис, усилившись благодаря победе и огромной, захваченной у врагов добыче, пошла в ту часть Мезии, которая, восприняв имя от Великой Скифии, ныне называется Малой Скифией, и там на мезийском берегу Понта (совр. Черное море) построила город Томы (совр. Констанца; несколько веков столица Малой Скифии[16]), назвав его по своему имени[17].
Отражение в культуре[править | править вики-текст]