Золотая Орда и Османская империя являлись сильнейшими государствами позднего средневековья. Их сосуществование совпало с образованием и последующим усилением Османской империи и началом упадка золотоордынского государства. Золотая Орда как будто бы оставляла свое место на исторической авансцене османам.
Несомненно, неоднократные походы татарских войск против Византии и балканских государств, принятие государствами данной географической зоны политического присутствия Улуса Джучи в будущем облегчили Османской империи завоевание этих территорий.
Если считать, что существование двух мировых держав в одно время и в близости друг от друга противоречат истории человечества, то отношения между ними должны были быть натянутыми. Расширение территории Османской империи в Восточной Европе вначале насторожило Золотую Орду, так как последняя видела в этом ущемление своих интересов на этой зоне. Вместе с тем появление общих врагов, претендующих на роль мировых держав, например, Аксак Тимур, заставило Золотую Орду и Османскую империю хоть и не на продолжительное время стать союзниками. В историографии нет отельного исторического труда, который исследовал бы детально взаимоотношения Османской империи с Золотой Ордой.
Начиная с XIV века создается и постепенно усиливается Османская империя, которая первоначально не участвует в политике Востока. Оно и понятно, ведь на востоке находилось государство хулагуидов, патронов Анатолии. Источников об отношениях Золотой Орды с османами в этот период нет, но думается, что их взаимоотношения были дружественными. Во-первых, оба эти государства были мусульманскими, а османы идеологией свого государства избрали именно распространение ислама. Во-вторых, татар должен был устраивать тот факт, что на территории их давнего противника ильханидов, которые большую часть времени своего существования были язычниками и к тому же покровительствовали христианам, возникло мусульманское государство. В-третьих, ханы Золотой Орды имели дружественные отношения с сельджуками и покровительствовали им, даже вмешиваясь в дела ильханидского государства и Византии. Здесь достаточно вспомнить про Иззеддина Кейкавуса, которого золотоордынцы освободили из плена. Но к концу XIV века, когда уже не было хулагуидского государства, а османы превратились в ведущую силу в Анатолии, у этих государств появился общий враг в лице Аксак Тимура. Золотая Орда и османы решили противостоять вместе против общей угрозы. Это и зафиксировано в письменных источниках. Токтамыш-хан, придя к власти, завершил период смуты в Улусе Джучи. Однако борьба с Тимуром заставила Токтамыша создавать различные военно политические блоки против своего врага. Историки отмечают, что одним из направлений поиска союзника было объединение усилий с Османской империей. А.Н. Курат пришел к выводу, что в сближении Золотой Орды с Османской империей фактор Тимура сыграл большую роль, но ни хан Токтамыш, ни султан Баязит не осознали в полной мере опасности для своих государств экспансионистской политики Аксак Тимура. «Каждый из них предполагал, что в одиночку может справиться с Тимуром». Несомненно, главную опору Токтамыш искал в Египте. Как и другие ханы Золотой Орды до Токтамыша действовали совместно с Египтом против ильханидов, так и Токтамыш в борьбе против Тимура пытался объединиться с мамлюками. Египетский историк Тагрибирди писал, что в 1394 году султан аз-Захир Барку в Дамаске принял послов Баязита и правителя Сиваса Бурхан ад-дина Ахмада. В это же время султаном были приняты и послы Золотой Орды.
Из летописи Ибн Шохба ал-Асади; из летописи Ибн Хаджар ал-Аскалани; из летописи ал-Айни можно предположить, что представители Баязита и Токтамыша впервые официально в 1394 году в Дамаске провели переговоры. Хотя в источниках об этих переговорах напрямую ничего не говорится, но такое предположение не безосновательно. После этого Тимур принялся разбивать это объединение, отправившись в поход против Сиваса. Но в итоге, понимая, что главная опасность исходит от Токтамыша и она с каждым днем усиливается, решил вначале разбить татар.
Активная экспансионистская политика Тамерлана задела интересы многих великих держав. В нашем случае здесь важними являются: борьба Золотой Орды, государства мамлюков и Османской империи против завоеваний Тимура. Османская империя и мамлюки были давними союзниками Золотой Орды. Также все эти три государства были самыми могущественными среди противников Тимура, и все они подверглись нападению со стороны Аксак Тимура. И наконец, золотоордынцы, османы и мамлюки пытались как-то координировать свои действия против Тамерлана. Безусловно, речь шла о создании антитимуровского союза с участием этих великих держав.
Переговоры о союзе начались в 1394 году, когда Тимур уже смог отодвинуть границы своего государства к границам вышеназванных стран. Тимур, чтобы не допустить образования этого союза, ведя переговоры, усыплял бдительность одних и разбивал других.
ответ: 1 Религиозная реформа Акбара преследовала те же цели, что и другие преобразования , — расширение социальной базы его власти. Акбар понимал, что индусы будут верно служить ему лишь тогда, когда он будет уважать их религиозные обычаи. Поэтому в 1563 г. он отменил налог на индусов-паломников, а через год ликвидировал и джизию. Эти налоги были, по-видимому, восстановлены под влиянием мусульманских джагирдаров, но вновь отменены в начале 80-х годов XVI в.
Сопротивление правоверных мусульманских сановников новому религиозному курсу заставило Акбара усомниться в правильности догматов ортодоксального ислама. В 1575 г. в Фат-хпур-Сикри был построен молитвенный дом (специально для обсуждения религиозных во Яростные споры при обсуждениях привели к тому, что Акбар стал все дальше отходить от мусульманской ортодоксии. Советником и другом Акбара, в том числе в религиозной политике, был Абу-л Фазл. Ею отец, шейх Мубарак, был преследуем за махдизм, и Абу-л Фазлу пришлось в ранней юности скитаться с отцом в изгнании.
2 Смешение нескольких культур – индийской, персидской, тюркской – с использованием мусульманских канонов в период существования Великой империи Моголов явили миру неповторимые архитектурные и художественные шедевры. В городах возводились мусульманские культовые здания: мечети, минареты, мавзолеи, укрепления. Декор же на мусульманских архитектурных сооружениях был индийским, со множеством роскошных орнаментов и изящной резьбой.
Агра – столица государства при ханах Бабуре и Акбаре – являлась в то время одним из крупнейших городов мира, ее население превышало 600 000 человек. Здания, построенные в мусульманской традиции, богато украшались и окружались фонтанами, садами, цветниками.
декора и архитектурными нагромождениями.
3 Наиболее дальновидная часть кызылбашской знати, желая сохранить Сефевидское государство, решила отстранить от власти шаха Мухаммада Ходабенде и посадить на трон его сына Аббаса. Вступивший на престол в возрасте шестнадцати лет шах Аббас I (1587–1629) сумел коренным образом изменить положение дел в Иране. Чтобы сосредоточиться на внутренних проблемах, Аббас пошел на территориальные уступки соседним державам: по мирному договору 1590 г. он отдал султану Мураду III Закавказье и часть Западного Ирана, а Хорасан оставил практически беззащитным перед наступавшим с востока бухарским ханом Абдуллой II.
Важнейшими задачами Аббаса I были укрепление центральной власти и создание сильной армии. По материнской линии Аббас происходил из Мазан дарана, т. е. был иранцем, и не испытывал особого расположения к кызылбашам. Из имевшихся в середине XVI в. 114 кызылбашских эмиров при Аббасе осталось около 35. Во время его правления многие кызылбаши были истреблены или лишены своих земель. За счет владений, ранее находившихся в распоряжении кызылбашских племен, Аббас существенно расширил фонд земель хассе, доходы с которых поступали в личную шахскую казну. В шахский домен был обращен целый ряд областей — Гилян (после подавления там восстания в 1592 г.), Мазандаран, Лар и др. Эти меры вкупе с введением государственной монополии на торговлю шелком, ставшей основой иранского экспорта, позволили аккумулировать значительные средства на проведение реформы государственного управления и реорганизацию армии.
4 Надир-шах Афшар (перс. نادر شاه — Nâdir Šâh), известный также как Надир-кули хан (перс. نادر قلی بیگ — Nâdir Qoli Khan и Тахмасп-кули хан; 22 октября 1688 — 19 июня 1747) — шах Ирана[1] в 1736—1747 годах, основатель династии Афшаридов, полководец. Выходец из клана кырклу туркоманского племени афшар[2], представители которого с XV века входили в союз кызылбашских племён[3] и были переселены Сефевидами в Хорасан для отражения атак узбеков на Мешхед[1]. слову, тоже тюркского государства.
Надир-шах был взращен в исламской религии шиитского толка и придерживался ее в молодости
5 На территории Ближнего Востока было множество древних цивилизаций, некоторые из которых были по-настоящему могущественными. Несмотря на то, что они давно канули в лету, эти цивилизации оставили после себя множество культурного и архитектурного наследия, сосредоточенного на территории очень древних величественных городов. Одним из таких городов и является Исфахан.
В течение последних 900 лет Исфахан (Исфахан, Исфахан) был столицей одноименной провинции в центре империи, которая была известна как Персия, теперь же это Иран. Город лежит в котловине на высоте 5150 футов (1570 м) над уровнем моря в предгорьях. Это очень пустынный район, где расположены многочисленные оазисы, которые служили источником питьевой воды для многочисленных торговых караванов, когда-то пересекавших Среднюю Азию.
Исфахан - один из таких оазисов, который лежит на берегах реки Заянде, в 435 км от Тегерана, столицы Ирана. Это третий по величине город Ирана с населением около 1,5 млн. человек, который в XVI веке был признан его жителями красивым городом, чья фраза "Исфахан несфе-Джахан"