? 1. если человек начнет, клянясь, обвинять другого человека в убийстве, а этого не докажет, то ее надо убить.
? 2. если человек обвинит другого человека в колдовстве, но не докажет этого, то обвиняемый должен пойти к реке и броситься в воду. если рика поглотит его, то обвинитель может забрать его дом, а когда река этого человека очистит и он останется невредимым, то того, кто обвинял ее в колдовстве, надо убить, тот, кто прыгал в реку, получает дом того, кто его обвинял.
? 3. если человек выступит в судебном деле свидетелем обвинения, но не докажет этого, и если это судебное дело касалось жизни, то этого человека надо убить.
? 4. если же она выступила свидетелем в судебном деле по хлебу или серебра, то она должна понести наказание, применяемое в таком судебном деле.
? 5. если судья будет рассматривать судебное дело, примет решение, изготовит документы с печатью, а затем свое решение изменит, то этого судью следует изобличить в изменении решения, и он должен уплатить сумму иска в этом судебном деле в 12-кратном размере, а также должна быть на собрании поднят со своего судебного места и не должен возвращаться и заседать с судьями в суде.
? 6. если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека нужно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
? 7. если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, или овцу, или осла, или что-нибудь другое, то этот человек - вор, его надо убить.
? 8. если человек украдет либо вола, или овцу, или осла, или свинью, или лодки, то, когда это божье или дворцовой, она может отдать его в 30-кратном размере, а если оно принадлежит мушкенуму, - она может возместить в 10-кратном размере, если же вору нечем отдать, то его надо убить.
? 9. если человек, у которого что-то пропало, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет захвачена пропала вещь, скажет: "мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях", - а хозяин пропавшей кстати скажет: "я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", - то покупатель должен продавца, продавшего ему вещь, и свидетелей, при которых он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен свидетелей, знающих его пропавшую вещь. судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых было совершено покупку, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, и его надо убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенного им серебро из дома продавца.
10. если покупатель не продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то покупатель - вор, его надо убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.
Традиционное общество характеризуется следующими признаками:
• натуральное хозяйство (тип экономики, при котором деньги не используются при передаче ресурсов между людьми, используется только натуральный обмен. Это система распределения ресурсов путем прямого обмена, предоставления прав по закону или совместного использования в соответствии с традиционными обычаями. Как следствие, большинство товаров, произведенных в системе естественного хозяйства, производится не с целью их обмена, а для непосредственного пропитания. Таким образом, естественная экономика, как правило, является автономной, где все потребляемые товары производятся внутри страны.)
• строгая иерархия с низкой социальной мобильностью (В иерархических культурах позиции, роли и задачи важнее людей и их умений. Если ты родился в одном социальном классе, то выше тебе подняться не суждено - сын фермера тоже будет фермером)
• сильное сословное деление (есть сословия с привилегиями, которые считались их естественными правами, а есть сословия без прав вообще, воспринимаемые как вещи)
• главный фактор производства – земля (вся экономика и жизнь человека связаны с землей, с ее возделыванием, даже многие дома строились в земле – так называемые землянки)
• ручной труд (все трудились руками с использованием каких-то ручных орудий труда, без механизмов)
• обычаи и традиции главнее законов (и на самом деле выполняют роли своеобразных духовных и культурных ценностей; законов и прав как таковых нет, но переступать через обычаи и традиции считалось настоящим преступлением)
• коллективизм (человек не живет один, он живет в общине – родовой, а потом соседской – и община оказывает очень сильное влияние на жизнь человека; вместе с общиной человек работает, отдыхает, использует одни и те же орудия труда)