Парижский мир 1856 г. подтвердил автономию Дунайских княжеств и Сербии, в них сохранялось «независимое и национальное управление и полная свобода вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства». Три года спустя в Валахии и Молдове на трон был избран один и тот же господарь (князь), благодаря чему произошло фактическое объединение Дунайских княжеств. В 1861 г. на их месте возникло единое государство Румыния, только формально сохранявшее зависимость от Османской империи. Важнейшей вехой в процессе распада турецкого государства стал Восточный кризис 1875-1878 гг. В эти годы турецкое правительство перешло к политике систематического истребления христиан, стремясь сделать население страны более однородным и покорным. В результате Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Румыния, Сербия и Черногория добились полной независимости; Болгария, хотя и разделённая на две части, получила автономию. Кроме того, Австро-Венгрия оккупировала славянские провинции Боснию и Герцеговину, а англичане захватили остров Кипр, на котором проживало греческое и турецкое население. После этого под турецким господством в Европе остались только Македония, Фракия и Албания.
Стамбул. Фото конца XIX в.
Абдул-Хамид II В мае 1876 г., в разгар Восточного кризиса, в Стамбуле произошёл военный переворот, падишах Абдул-Азиз был низложен, а вскоре было объявлено о его самоубийстве. Новый переворот, произошедший три месяца спустя, привёл к власти Абдул-Хамида II (1876-1908 гг.). 23 декабря 1876 г., в день открытия в Стамбуле международной конференции, созванной для разрешения Восточного кризиса, новый падишах по совету англичан провозгласил конституцию. Эта уловка позволила турецкому правительству на время избежать иностранного вмешательства и продолжить уничтожение своих «равноправных», но иноверных граждан с прежней жестокостью. Формально Османская империя становилась конституционной монархией, однако отношение к угнетённым народам не изменилось. Ислам провозглашался государственной религией, все подданные объявлялись «османами», существование других национальностей не признавалось. Обострение международной ситуации вынудило падишаха созвать какое-то подобие парламента, но немедленно по завершении войны с Россией он был распущен. Реформы приостановились, началось ужесточение режима, противники существующего строя всё чаще становились жертвами убийств. «Тёмные улицы Стамбула застыли от страха», — писал очевидец этих событий. Абдул-Хамид II так объяснил свои действия: «Я дал моей империи конституцию», но «она не смогла действовать. Я не нашёл ни людей, чтобы правильно её применить, ни расположения населения».
В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Воздействие культуры монгольского кочевого этноса, его идеал завоеваний и покорения с его хищническими, ничем не прикрытыми и не смягченными инстинктами стремления к добыче, — носило разрушительный, регрессивный характер. Так, одни области жизни и культуры русского народа были задержаны в своем развитии (грамотность, взаимодействие с европейской культурой и нормальный, плавный процесс обогащения достижениями этой культуры) , другие — получили уродливый характер (самодержавие, система наказаний) , третьи — регрессировали (характер и ценности правящей элиты, нравственность и т. п.). Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел. Такое проявление завоевательской доминанты монгольской культуры имеет общие черты с влиянием на цивилизованные народы многих других кочевых этносов, презирающих оседлые, земледельческие, народы. Об этом свидетельствует история не только монгольского этноса. За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многоие и появились. Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные. С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси. Важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём и об окружающем мире. Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе Второй цикл былин - Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов. Главные герои - Садко, Василий Буслаевич. Другие жанры поялвяются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о розарении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска - юноше Смолянине Меркурии город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.
В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Воздействие культуры монгольского кочевого этноса, его идеал завоеваний и покорения с его хищническими, ничем не прикрытыми и не смягченными инстинктами стремления к добыче, — носило разрушительный, регрессивный характер. Так, одни области жизни и культуры русского народа были задержаны в своем развитии (грамотность, взаимодействие с европейской культурой и нормальный, плавный процесс обогащения достижениями этой культуры) , другие — получили уродливый характер (самодержавие, система наказаний) , третьи — регрессировали (характер и ценности правящей элиты, нравственность и т. п.). Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел. Такое проявление завоевательской доминанты монгольской культуры имеет общие черты с влиянием на цивилизованные народы многих других кочевых этносов, презирающих оседлые, земледельческие, народы. Об этом свидетельствует история не только монгольского этноса. За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многоие и появились. Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные. С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси. Важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём и об окружающем мире. Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе Второй цикл былин - Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов. Главные герои - Садко, Василий Буслаевич. Другие жанры поялвяются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о розарении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска - юноше Смолянине Меркурии город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописны
В результате Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Румыния, Сербия и Черногория добились полной независимости; Болгария, хотя и разделённая на две части, получила автономию. Кроме того, Австро-Венгрия оккупировала славянские провинции Боснию и Герцеговину, а англичане захватили остров Кипр, на котором проживало греческое и турецкое население. После этого под турецким господством в Европе остались только Македония, Фракия и Албания.
Стамбул. Фото конца XIX в.
Абдул-Хамид II
В мае 1876 г., в разгар Восточного кризиса, в Стамбуле произошёл военный переворот, падишах Абдул-Азиз был низложен, а вскоре было объявлено о его самоубийстве. Новый переворот, произошедший три месяца спустя, привёл к власти Абдул-Хамида II (1876-1908 гг.). 23 декабря 1876 г., в день открытия в Стамбуле международной конференции, созванной для разрешения Восточного кризиса, новый падишах по совету англичан провозгласил конституцию. Эта уловка позволила турецкому правительству на время избежать иностранного вмешательства и продолжить уничтожение своих «равноправных», но иноверных граждан с прежней жестокостью. Формально Османская империя становилась конституционной монархией, однако отношение к угнетённым народам не изменилось. Ислам провозглашался государственной религией, все подданные объявлялись «османами», существование других национальностей не признавалось. Обострение международной ситуации вынудило падишаха созвать какое-то подобие парламента, но немедленно по завершении войны с Россией он был распущен. Реформы приостановились, началось ужесточение режима, противники существующего строя всё чаще становились жертвами убийств. «Тёмные улицы Стамбула застыли от страха», — писал очевидец этих событий. Абдул-Хамид II так объяснил свои действия: «Я дал моей империи конституцию», но «она не смогла действовать. Я не нашёл ни людей, чтобы правильно её применить, ни расположения населения».