Саки-тиграхауда, парадарайя, хаомаварга.
В надписи персидского царя Дария I (521-486 гг. до н. э.) упоминаются 3 группы сакских племен: саки-хаомоварга (изготовляющие напиток хаому), саки-тарадарая или парадарая (заречные саки), саки-тиграхауда (носящие остроконечную шапку).
Саков-парадарайя древнегреческие авторы называли массагетами и яксартами. В состав союзов племен саков-парадарая входили племена: дай и каспий. Саки-парадарайя жили по северо-восточным берегам Каспийского моря, к югу и юго-востоку от Аральского моря, занимая правобережье Амударьи и низовья Амударьи и Сырдарьи, т. е. на территории Западного и отчасти Южного Казахстана.
Семиречье было центром обитания саков-тиграхауда. На северо-востоке их территория доходила до Алтайских гор, на севере – до озера Балхаш и реки Чу, на западе – до правобережья реки Талас. В состав союза племен саков-тиграхауда входили исседоны, обитавшие в долинах реки Чу, на востоке – до Тарбагатая.
Саки-тиграхауда расселялись в районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Это древнее прозвище саков сохранялось до недавнего времени, что отразилось в том, что казахи называли себя «казахи с высокими колпаками».
В степях Западного Казахстана, вплоть до р. Эмбы на востоке и верховьев р. Урала (Жайыка) на севере, жили савроматы или сарматы.
Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала (Центральный Казахстан), получили название даи, аргиппеи, исседоны.Эти племена кочевали в Южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.
Объяснение:
"Курганы с усами" - одна из главных загадок казахской степи, даже о возрасте их спорят до сих пор: от 5 века до нашей эры до 5 века нашей эры, не говоря уж про назначение и происхождении. Небольшие курганы (были высотой до 3 метров) снабжены двумя симметричными подковообразными грядами длиной от 11 до 300 метров, заканчивающиеся опять же небольшими курганами. Внутри некоторых были захоронены кони, другие и вовсе были пусты.
Вот хорошо видна кучка камней - развалины "основного" кургана, и две уходящие от него каменные гряды длиной метров по 30-50:
Археолог Кенжал Балкенович, с которым я ездил в степь, объяснил мне всё практически "на пальцах": ведь язычество было религией глубоко практической, можно даже сказать - прикладной. И все его обряды были так или иначе связаны с годичным сельскохозяйственным циклом, поэтому имели строгую привязку к датам. Языческих храм по совместительству был обсерваторией, отслеживавшей эти даты. То есть, "усы" могли быть чем-то вроде календаря.
Кенжал Балкенович идёт вдоль "уса":
Объяснение:
Около 500 г. до н. э. флот финикийцев проплыл на запад через Гибралтарский пролив и, основав несколько маленьких колоний на марокканском побережье, отправился немного южнее, достигнув Гвинейского залива. Путешествия финикийских мореплавателей весомо расшили древние географические познания, несмотря на то, что многие открытия финикийцы держали в тайне — и история тому подтверждение: вплоть до 15 века практически никто не рисковал плавать вдоль западной части африканского материка.