Голод в Казахстане (1932—1933)
Язык
Следить
Править
Голод в Казахстане 1932—33 годов (каз. Қазақстандағы 1932—1933 жж. аштық)[2] — часть общесоюзного голода 1931—33 годов, вызванного официальной политикой «уничтожение кулачества как класса», коллективизацией, увеличением центральными властями плана заготовок продовольствия, а также, фактически, конфискацией скота[3]. В Казахстане также принято называть этот голод «голощёкинским». Во время массового голода были зафиксированы многочисленные случаи каннибализма и людоедства.[4][5]
Голод в Казахстане (1932—1933)
Памятная доска о жертвах голода в Казахстане 1932—1933 гг. село Аксу-Аюлы, Шетский район, Карагандинская область
Памятная доска о жертвах голода в Казахстане 1932—1933 гг. село Аксу-Аюлы, Шетский район, Карагандинская область
Причина
Коллективизация[1]
Страна
Казахстан
Период
1932—1933
Умерло от голода
1-1,75 млн.
Памятник жертвам голода 1932—1933 гг. в Павлодаре, 2012 год.
Содержание
Причины Править
Узнать больше
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
В 1925 году первым секретарём Казкрайкома был назначен известный деятель ВКП(б) Филипп Голощёкин. В первые два года своего правления (1925—1927 годы) он провёл в Казахском крае. Подавляющее большинство казахов тогда были полукочевниками. По переписи 1926 года четверть казахов была оседлой, 6 % казахов кочевали круглый год, а более 65 % являлись полукочевниками (то есть кочевали только летом)[6].
В эти годы у людей отнимали скот, имущество и под конвоем милиции направляли в «точки оседания». Скот, реквизируемый для нужд колхозов, забивали на месте, так как невозможно было прокормить собранные в одном месте большие стада. К 1933 году из 40 млн голов скота осталась примерно одна десятая часть. От таких действий в первую очередь пострадали казахи, так как скот был главным, а нередко единственным источником их пропитания.
Первым мероприятием в Казахстане были конфискации, проведенные весной 1928 и осенью 1928 годов. Под конфискацию попали 11260 хозяйств, у которых было отобрано около 4,5 миллионов голов скота (в пересчёте на крупный рогатый скот). По признанию самого Голощекина, первоначальные замыслы Советской власти были вдвое масштабнее, и собирались конфисковать хозяйства до 15,0 млн голов (все далее, согласно статистике 1920-х годов, в переводе на крупнорогатый скот), и общее число голов скота для «баев-полуфеодалов» должно было составить не более 150 голов на хозяйство. Но при утверждении плана конфискации 1928 года в ЦК ВКП(б) и ВЦИК СССР, Голощекина одёрнули, и установили другие нормы: 400 голов — кочевые хозяйства, 300 — полукочевые, 150 — оседлые. Общее число хозяйств, подлежащих конфискации, снизилось до 7000.
Оценки числа жертв Править
В результате, в течение 1931—1933 годах умерло от 1 млн чел. (оценка Роберта Конквеста) до 1,75 млн чел. (оценка Абылхожина, Козыбаева и Татимова, 1989). Около 1 миллиона казахов вынуждены были откочевать в сопредельные Казакской АССР регионы Российской Федерации, в том числе Киргизскую АССР, Каракалпакскую АССР, Саратовский, Сталинградский и Средневолжский края, Оренбургскую, Челябинскую, Омскую области, а также Западно-Сибирский край. Имели место откочёвки и в сопредельные союзные республики: Туркменскую ССР и Узбекскую ССР. За пределы СССР значительное число казахов откочевало в Китай, Монголию, Иран и Афганистан. Впоследствии 0,4 млн казахов совершили обратную откочёвку в Казахстан. Насильственные меры по переводу кочевников на оседлый образ жизни привели к огромным жертвам, в основном среди казахского населения[7].
Некоторые казахстанские историки приводят значительно более высокие оценки числа жертв голода, так проф. Х. М. Абжанов, директор Института истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова, считает[8]: «Голод унёс жизни не менее 3 млн казахов. Одна шестая часть коренного населения навсегда покинула историческую родину. Из 3,5 млн казахов 1897 года составивших 82 % населения края, к 1939 году остались всего 2,3 млн, их удельный вес в составе населения республики упал до 38 %.»
Согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, казахов в СССР насчитывалось 3 968 289 человек[9], а согласно переписи 1939 года — всего 3 100 949 человек. То есть за период с 1926 года по 1939 год численность казахов на территории СССР по данным переписей сократилось на 867 340 человек. При этом с начала 1930 г. до середины 1931 г. с территории Казахстана откочевало 281 230 крестьянских хозяйств, значительная часть — на территорию Китая, Ирана и Афганистана. Всего за пределы республики в годы голода откочевало 1130 тыс. чел., из них 676 тыс. безвозвратно и 454 тыс. впоследствии вернулось в Казахстан[10]. Часть казахов, откочевавших в смежные с Казахстаном регионы СССР, возвратились в 30-е годы, а часть из откочевавших в Китай лишь в 1962 году, когда СССР разрешил переход государственной границы всем желающим из Китая.
Вот ответ. если не сложно сделай мой ответ лучшим) заранее
Название «кереи» происходит от названия реки Керлин (Керулен). Кереи населяли берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун. Ставка кереитов находилась в местности Битобе на востоке от Хан-Тенгри. В XI в. в состав Керейского государства входило восемь аймаков - районов, населенных племенами кереев, конкаев, сакаев, тутау, албатов, тунхаев, кыркунов. Своего наивысшего расцвета государство достигло в Х-ХІІ вв. при Маркус-хане и Куршакуз-хане.
В 1007 г. кереиты и найманы приняли христианство несторианского толка. В ІХ-Х вв. была образована карлукская митрополия. В странах Западной Европы хана кереитов признавали просвитером Иоанном.
Правитель кереитов Тогрул-хан привлекал к себе на службу представителей знати канглы. При ханском дворе воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в том числе и Темучин (Чингисхан).
Государственные образования кереитов и найманов представляли собой улусы. Улусы управлялись ханами. В них функционировал государственный аппарат, действовало обычное право, было налажено делопроизводство. «Уних очень высокая культура и пользуются они древнетюркской письменностью», - писал персидский историк Рашид ад-Дин.
Население занималось кочевым скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Развивались домашние промыслы.
Монголо-татарское иго оказало влияние на все сферы русской жизни: общество, экономику, политику и культуру.
Социально-экономическая сфера наиболее пострадала во время походов Батыя 1237-1240. Произошло сильное сокращение численности народа. Одни погибали в сражениях, а вторых забирали в рабство. В исторических источниках сообщается о тысячах русских рабов. Если учесть, что в Рязани и Ростове численность составляла немного больше тысячи, то потери людского ресурса были огромными. В рабстве оказывались женщины и ремесленники. Лишние рабы оказывались на крымских, египетских, итальянских и кавказских рынках рабов. Ценным товаром были русские женщины. Мужчин использовали в военных походах в Азию.
К началу походов Батыя русская летопись достигла всего расцвета. Власть ордынцев привела к ее упадку. Аналогичная ситуация произошла с архитектурой, иконописью и т.д. Последствия ордынского владычества на Руси – отставание на целое столетие социально-культурной сферы жизни русских земель.
Из разрушенных городов уводили в Орду всех ремесленников. Гибель или пленение мастеров привело к упрощению ремесленного производства. Наибольший урон понесли художественные ремесла: резьба по камню, чернь, скань, перегородчатая эмаль.
Пострадало и сельское хозяйство. Люди не были уверены в завтрашнем дне и опасались засевать поля. Повысился спрос на меха. Земледельцы переквалифицировались в охотников. Освоенные территории и земледельческие центры приходили в упадок. Но в будущем северо-восточные земли быстро восстановятся, там активно начнут развивать пашенное и подсечно-огневое земледелие. Во время походов Батыя разрушены хозяйственные постройки крестьян, а урожай и скот забраны ордынцами.
Выплаты дани, а их было видов, негативно сказывались на экономике Ордынской Руси. Только в пользу дани было выплачено 13 тонн серебра в год. Были и единовременные поборы. Торговля облагалось налогом в пользу хана. Только в 1478 году Русь прекратила платить дань Золотой Орде.
Веча утратила свою политическую власть. Позже оно окажется мятежным сборищем для организации восстаний.
Иго нарушило баланс между правами и обязанностями. Сословная мораль подразумевала вытекание обязанностей из прав. Во время ордынского владычества были только обязанности по отношению к татарам. Никаких прав это не давало. Цена власти оказалось превыше цены права. Честь, собственность, достоинство и права были подчинены власти.
Русь становиться централизованным государством полувосточного типа наподобие монгольской державы. Внешние культурные и торговые связи Руси были насильственно разорваны. Русь потеряла выход к Балтийскому морю, снизились объемы торговли.
Формы собственности так же отставали от европейских. В Европе активно развивалась частная форма собственности, которая была законодательно защищена и гарантировалась государством. На Руси государственная власть ограничивала развитие частной собственности. Холопство, пропавшее в Европе, была основной силой в хозяйствах бор и князей.
Правовые нормы из Азии и методы наказания размыли традиционное представление о власти общества и ограничении прав князя. Государство оказалось основной карающей силой в форме налогов, а не общество, как было принято до X века.
Государственность на Руси приобрела черты жесткого деспотизма, полным произволом и пренебрежением к личности. Впоследствии русский феодализм станет насыщенным азиатскими элементами.
Наблюдается ограничение прав женщин, что характерно для Востока. На Западе процветал культ женщины и рыцарские обычаи. В Древней Руси девушку держат взаперти, оберегают от мужчин, ограничивают в быту и имущественных правах.
Историки выделяют и положительные моменты ордынского владычества. Оно централизации русского государства, которое в будущем окажется сильным и богатым. Иго заставило прекратить междоусобицы и объединило земли вокруг одного политического центра. Но русский народ заплатил высокую цену за великую централизацию и единение земель.Источник: http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11270-ordynskaya-rus-vladychestvo-zolotoy-ordy-i-ee-po