Газета, печатный орган Головной руськой рады. Издавалась на украинском языке, а с 1851 года на язычии. Орфография названия несколько раз менялась: «Зорѧ галицка» (1848), «Зоря галицка» (1848—1851, 1855—1857), «Зоря галицкая» (1852—1854)[1]. В украинской историографии считается первой украинской газетой
Версальско-Вашингтонская система устройства мира была создана государствами-победителями после 1-ой мировой войны. Среди этих государств, прежде всего, были Великобритания, Франция, США и Япония. Ее целью было закрепление передела мира. По сути, она была направлена не только против стран, проигравших войну, но и против Советского Союза. Также система стремилась сохранить зависимость и подавить освободительное движение в колониях. Основой системы в Европе стал Версальский мирный договор 1919 года, а также Сен-Жерменский (1920), Нёйиский (1919), Трианонский (1920), Севрский (1920) мирные договора и соглашения, которые были приняты в ходе Вашингтонской конференции 1921-22 гг. Однако несмотря на достижения, Версальско-Вашингтонская система оказалась довольно непрочной, что привело к ее падению и началу еще более кровопролитной войны.
В V веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей , расположенный в 5–6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны длинные стены. В Пирее находились две военные и одна торговая гавань. В военных гаванях. Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. Размещённый в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только афинские гражданеГражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами. В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щелиВ гаванях можно было увидеть и богача, например, землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю. Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки – слоновую кость, из причерноморских колоний – зерно, солёную рыбу и рабовЖадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами. Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность. Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило. Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили. В Пирее, как и в других городах Эллады, торговали людьми, как скотом. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратамиБогатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом. Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами и прессом виноград. Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду. Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс. Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы – сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду. Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.