Летом над месопотамией господствует тропический воздух, который приносят северо-западные ветры с восточной периферии азорского максимума. в зимнее время верхняя месопотамия является одним из районов проникновения циклонов с атлантического океана. в южную месопотамию циклоническая деятельность распространяется редко, и она почти весь год заполнена континентальным тропическим воздухом. в связи с этим в северной части месопотамии зимой бывает хорошо выраженный, хотя и непродолжительный, дождливый период, а в остальное время года стоит сухая погода. годовое количество осадков превышает 300 мм, а на возвышенностях достигает 500-700 мм. по направлению к югу годовые суммы осадков снижаются до 200, 100 и даже менее 100 мм в отдельных районах; четко выраженный дождливый период отсутствует; дожди редко, но тоже преимущественно в зимнее время. для всей месопотамии характерны значительные годовые и резкие суточные амплитуды температур — показатель большой континентальности климата. лето жаркое со средней июльской температурой более 30 °с и максимумами до °с. средняя температура наиболее прохладных месяцев изменяется с севера на юг примерно от 7 до 10 °с, при этом зимой по всей месопотамии бывают резкие снижения температуры, связанные с проникновением антициклонов с севера. на возвышенностях бывают морозы до -10 °с, выпадает снег, который иногда довольно долго не тает. в южных районах температура не падает ниже -5 °с, снег представляет большуюредкость и никогда не лежит подолгу.
Население выросло из-за роста урожайности и достижений медицины. Благодаря этому люди стали дольше жить, а младенцы – реже умирать, страны Европы реже посещал голод.На улицах по прежнему было грязно,а ночью они не освещались.Из-за моды на одежу, обувь и др. стали покупать гораздо чаще, чем изнашивалась старая. Всё это показывало статус человека. Теперь богатый и знатный человек должен был носить не просто много золота и драгоценных камней но иследовать последним веяниям моды.Сельские жители оставались в основном неграмотными. Они не могли читать книг Священного писания. Более того, в католических странах это запрещалось. Потому в вере простонародья оставалось больше доставшихся от предков черт язычества, чем у привилегированных слоёв общества. Эти черты язычества превратились в суеверия. Простолюдины считали их частью христианства и не видели в их следованию отступления от Господа, а церковь видела.
Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов-Юрьев) родился около 1553 года. Он принадлежал к одному из видных боярских родов. Феодор Никитич был племянником Иоанна Грозного (сыном брата его супруги Анастасии Романовны). С юных лет, воспитываясь в придворной обстановке, он был широко образован, обладал прекрасными душевными качествами, приятной внешностью, был любим народом, принимал видное участие в государственных делах, которыми любил и умел заниматься. После смерти царя Феодора он стал одним из законных претендентов на Русский трон, и многие хотели именно его видеть царем. Подвергнутый опале при Борисе Годунове, он был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского В Архангельской губернии. Смирившись перед волей Божией, Филарет стал искренне подвизаться по всем правилам строгой православной аскезы и так в этом преуспел, что вызвал большое уважение и почитание в церковном мире. После смерти Бориса Годунова в 1606 году его возводят в сан митрополита Ростовского. В том же году он участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу. В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его «Патриархом Московским». Авраамий Палицын писал, что тушинцы держали своего патриарха в неволе, «блюли того всегда крепкими сторожми и никакоже ни словеси, ни помавания дерзнути тому дающее». Патриарх Гермоген знал это и в своих грамотах писал, что молит Бога о тех, «которые взяты в плен, как и Филарет митрополит и прочие, не своею волею, но нужею». Впоследствии Филарет был назначен на опасную должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу. Последовали годы томления в польских застенках, почти 9 лет пребывал он в плену и показал такое «крепкостоятельство», что снискал уважение у поляков.Тем временем в 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного Патриарха». Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что Государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью Русской земли.Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, в реформе церковной администрации. Большое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике, руководил дипломатическими сношениями, а также создал шифр для дипломатических бумаг. Важный след оставила деятельность Патриарха Филарета в области церковного управления; были учреждены особые Патриаршие приказы, которые упорядочивали церковные дела.Патриарх Филарет сделал много полезного для Русской Церкви. Его незаурядная личность заметно повысила престиж и достоинство Патриарха Московского. Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. Он сам указал себе преемника — архиепископа Псковского Иоасафа. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико, он являлся по существу первым советником царя. Это влияние имело для Церкви много благоприятных аспектов. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению — исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия