После смерти ярослава мудрого усилилась тенденция к раздроблению земель. ярослав разделил земли между пятью сыновьями и внуком. традиционно на руси существовал «очередной порядок» правления: земля считалась общим достоянием княжеского рода. князья получали во временное какую-либо часть этого общего владения - тем лучшую, чем старше считался тот или иной князь. по замыслу ярослава мудрого старшинство должно определяться следующим образом: за властвовавшим киевским князем шли все его братья, после их смерти - их старшие сыновья. такой порядок престолонаследия вызывал постоянные распри между братьями князей и их детьми, междоусобицы (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев; если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства, становились «изгоями»).время правления ярослава мудрого (1019-1054) - расцвет киевской руси. ему была подвластна огромная территория от черного до морей. в 1036 г. ярослав нанес поражение осаждавшим киев печенегам, и после этого они уже не нападали на земли. родства и союза с ярославом искали государи европы. посредством брака он и его родственники породнились с правящими домами византии, франции, германии, скандинавских стран. ярослав поднял престиж церкви. в 1051 г. он утвердил киевским митрополитом иллариона (без ведома константинопольского патриарха). при ярославе появились первые святые: были канонизированы борис и глеб - братья ярослава, убитые в ходе междоусобицы. в правление ярослава начинается составление одного из крупных юридических памятников средневековья - « правды» - свода законов государства. « правда» - ценнейший, а в ряде случаев и единственный источник по социально- и политической киевской руси. в 1097 г. по инициативе переяславского князя владимира мономаха (прозвище перешло к нему от деда - византийского императора) князья собрались на съезд в любече, на котором было принято решение: «кождо да держит отчину свою». таким образом, русь распалась на «отчины» - наследственные владения различных ветвей княжеского рода. киев по-прежнему считался главным среди городов, и правил там старший, великий князь. от окончательного распада киевскую русь сдерживал внешний фактор - появление к середине xi в. в степях новых кочевников - половцев. но и после любечского съезда прекратить усобицы не удалось.владимир мономах переработал и дополнил краткую редакцию « правды». в результате сложилась пространная редакция « правды». владимир мономах восстановил единство руси, так как его авторитет среди других князей был бесспорен, а ослушников он жестоко карал. он нанес ряд тяжелых поражений половцам, заставил их прекратить набеги. при владимире мономахе укрепился международный авторитет руси. в его правление была составлена «повесть временных лет», авторство которой приписывается монаху киевопечерского монастыря нестору.
Законы xii таблиц - кодификация законов в древнем риме, которая восходит к 451- 450 гг до н. э государства и права зарубежных стран: учебник и90 для вузов: в 2 ч. ч. 1 / под общ. ред. д. ю. н., проф. о. а. жидкова и д. ю. н., проф. н.а. крашенинниковой. -- 2-е изд., стер. -- м.: норма, 2004. -- 624 с. -- с.164. на протяжении нескольких столетий они считались в риме основным источником права - как публичного, так и частного. этот свод законов - результат труда децемвиров (в древнем риме это была коллегия из двенадцати человек, которая специально создавалась для исполнения духовных или светских обязанностей в государстве).оригиналы кодификации до нас дойти не смогли: согласно преданию, они погибли во время галльского нашествия в 390 г. до н. э всеобщая государства и права: учебник в 2 т. издание третье, исправленное. т. 1 / под общ. ред. д. ю. н., проф. о.а.омельченко. - м.: тон - остожье, 2000. - 528 с. - с.103. но законы xii таблиц пустили прочные корни в памяти народа, еще во время цицерона они заучивались наизусть. этому, хотя до нас и не дошел полный текст этого памятника, тем не менее сохранились отдельные положения из него. они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов - цицерона, ульпиана, гая и других величайших римских юристов.среди этих источников особое место занимает сочинение юриста ii века гая, автора «институций», - учебника для римских юридических школ. его случайно обнаружил нибур в 1816 году в итальянском городе вероне. «институции» гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания. существует предание, будто нибур там же. - с.12 опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение гая.что послужило материалом при составлении законов xii таблиц? нередко высказывается мнение, что на законы xii таблиц оказало большое влияние греческое право. в законах были заимствования из него, о которых говорила и традиция. однако многие факты указывают на то, что если вообще заимствования из греции (посредством греческих колоний в южной италии) были, то они, во всяком случае, отразились лишь на сравнительно немногих и несущественных положениях. к числу таких можно отнести предписания об ущербе, нанесенном животными, о праве убить ночного вора, о свободе объединения в публичные ассоциации. сходство с законами солона обнаруживают и запреты на излишне пышные похороны, на обряды причитаний. огромное же большинство содержащихся в этих законах норм представляет из себя не что иное, как исконные римские обычаи.название кодификация получила из-за того, что написана была на двенадцати деревянных дощечках, которые выставляли на городской площади. поэтому ни один житель города не мог прикрываться тем, что не знает законов. некоторые исследователи считают, что любой человек, который приобретал статус гражданина, обязан был выучить содержание законов наизусть.закон был принят народным собранием в два этапа. первым этапом в 451 году до н. э. было принято десять таблиц, а в следующем 450 г. - ещё две. целью этого закона было ослабить патрициано - плебейское противостояние с введения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. наиболее значимый факт - введение денег в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.ты там сократи потом)