Ве́ле́с[1], Во́лос (Ве́лес[2][3][4], Веле́с[5][6][7], др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии.
Согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии, Змей — антагонист Громовержца Перуна.
Л. Нидерле, А. Л. Погодин, В. Й. Мансикка, М. Фасмер[8] и Л. С. Клейн отделяют Велеса от Волоса. По мнению Г. Ловмянского, «Велес, скорее всего, был русским демоном, не имеющим ничего общего, кроме некой схожести в имени, со скотьим богом Волосом»[9]. Этимология имени Велес точно не выяснена. М. Фасмер предполагал связь Велес с велий (великий) по той же модели, что белёсый ← белый. Ю. В. Подлипчук считает, что бога Велеса, в отличие от Волоса, вовсе не существовало, поскольку немногочисленные примеры употребления этого слова в древнерусских источниках гораздо лучше могут быть поняты исходя из семантики слова «великий»
Надо понимать, что в Украине в 17 веке сложилась сложная политическая ситуация. Имелось много как сторонников воссоединения с Россией, так и убежденных противников такого воссоединения. Поэтому, чтобы понять, в чем была необходимость воссоединения Украины с Россией в 17 веке, следует разобраться во внутренней ситуации страны:
-в период 17 века украинские земли подвергались набегам кочевников из Крыма и южкоукраинских степей. Набегам противостояли только Запорожские казаки. Польско-литовские правители не интересовались судьбами украинских крестьян;-значительно усилились гонения на православных со стороны католической церкви. Ведь поляки – католики, а украинцы – православные. И православным запрещали молиться, разрушали церкви;
-украинские крестьяне были полностью лишены самоуправления и политических прав. Произошло их закрепощение за польской и литовской знатью, которая этнически и религиозно была чужда украинскому народу.
Таким образом, украинцы не были полноправными гражданами Речи Посполитой. Их религиозные чувства оскорблялись, постоянно происходили жестокие казни и гонения.