ответ: в 30-50-х годах россия переходила от аграрного общества к индустриальному (машины, производство, фабрики, становились на первое место). в связи с этим и общественные движения не придерживались единого направления.
консерваторы (стремящиеся к устоям и традициям) следовали идеологии с.с.уварова (в будущем министра народного просвещения). в его видении основа российского государства заключалась в православии, самодержавии и народности. т.е. народ - это единое целое, с единым взглядом на общее благо и справедливость, а царь един с народом.
либералы делились на западников (в.п.боткин, и.с.тургенев,…) и славянофилов (братья аксаковы, братья киреевские и
для западников было важно единение всех народов мира, так как отделение страны ведет к ее изоляции и загниванию. собственно и прорыв россии по их мнению произошел только после реформ петра i, соответственно необходимо продолжать в этом ключе и присоединиться к западной культуре, чтобы создать единое культурное поле.
славянофилы наоборот говорили о самостоятельном пути россии и ненужности западных заимствований. предполагалось даже исключить заимствованные слова (катер, баржа, флаг, матрос, флот, акт, аренда, глобус и множество других).
при этом и западники и славянофилы отрицательно относились к крепостничеству и чиновничеству; стремились к постепенным, но серьезным реформам со стороны власти; и искренне верили в россию и её процветание.
революционные студенческие кружки также набирали обороты, и теперь сюда входили не только высшие военные слои населения (как было у декабристов), но и другие представители общества. полиция активно раскрывала эти кружки и не давала им укрепиться в серьезные организации.
с революционными идеями выступали и национальные движения, например, на украине, где деятели требовали те же самые вещи: отмену крепостного права, сословий и равноправия для всех народов.
идейными вдохновителями революционных настроений выступали а.и.герцен, который разработал теорию социализма, где община крестьян имеет равные права и коллективно строит социалистическое общество без всяких самодержавцев.
к 40-м сформировались первые организации социалистов, идеи революции в россии, так как была потеряна надежда изменений «сверху». основой обсуждения также стали революции в европе, которые могли показать, как осуществить это в россии. но в 1849 г. организацию разгромили, часть людей казнили, а некоторых сослали на каторгу.
общественное движение при николае i
п.я.чаадаев имел особое место среди мыслителей того времени. он говорил об отлучении россии от мира, о духовном застое, национальном самодовольстве и других проблемах, которые не россии развиваться. вскоре он был объявлен сумасшедшим, а журнал, где публиковались его письма, закрыли. но чаадаев отвечал на эти обвинения и продолжил выражать надежду на обновлении россии и включении ее в западный христианский мир.
ответ: 10 - 11 классы 6+3 б
общественное движение при николае 1.
только одну и объяснить почему?
отметить нарушение 18.03.2017
ответ
ответ дан
89641073871s
общественное движение при николае i
после разгрома декабристов россия переживает период политической реакции. в 1830-х гг. лишь в нескольких кружках студенческой молодежи теплится независимая духовная жизнь. одни из них — кружок братьев критских (1827) и кружок сунгурова (1831) — пытались продолжить дело декабристов и были беспощадно разгромлены правительством. последовательно преследовала власть и те организации, которые восприняли новые идеи утопического социализма: кружок герцена в москве (1833 — 1834) и общество петрашевского в петербурге (1845 — 1849). более спокойным было существование далекого от политики кружка станкевича (1833 — 1839), члены которого увлекались идеалистической философией.
к концу 1830-х гг. в результате напряженных духовных исканий передовой части общества здесь проявляют себя несколько цельных течений, которые предлагают свои концепции развития россии и программы ее переустройства.
западники (т. н. грановский, в. п. боткин, е. ф. корш, к. д. кавелин) считали, что россия идет по европейскому пути, вступив на него с опозданием, в результате реформ петра великого. движение «в западном направлении» неизбежно должно к замене крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный. основная «образованного меньшинства» в этих условиях — подготовить общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать в должном духе на власть. именно власть и общество в живом сотрудничестве должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы, с которых будет ликвидирован разрыв между россией и западной европой. радикальнонастроенные а. и. герцен, н. п. огарев и в. г. белинский в конце 1830 — нач. 1840-х гг. разделяли основные идеи западников. однако радикалы подвергли самой резкой критике буржуазный строй. с их точки зрения, россия в своем развитии не только должна догнать западноевропейские страны, но и совершить вместе с ними решительный революционный шаг к принципиально новому строю — социализму. с точки зрения славянофилов (а. с. хомякова, братьев и. в. и п. в. киреевских, братьев к. с. и и. с. аксаковых, ю. м. самарина, а. и. кошелева), россия долгое время шла совершенно иным путем, нежели западная европа. последней определялась постоянной борьбой эгоистических личностей, враждебных друг другу сословий, деспотизмом на крови построенных государств. в основе же была община, все члены которой были связаны общими интересами. православная религия еще больше укрепляла изначальную способность человека жертвовать своими интересами ради общих. государственная власть опекала народ, защищала его от внешних врагов, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную, местную жизнь. власть носила самодержавный характер, но при этом чутко прислушивалась к мнению народа, поддерживая с ним контакт через земские соборы. в результате реформ петра это гармоничное устройство руси было разрушено. именно петр ввел крепостное право, разделившее народ на господ и рабов. он к тому же попытался привить западноевропейские нравы. при петре государство приобрело деспотический характер. славянофилы призывали восстановить устои общественной и государственной жизни: возродить духовное единство народа (для чего следует отменить крепостное право); изжить деспотический характер самодержавного строя, наладить утраченную взаимосвязь между государством и народом. этой цели славянофилы надеялись достичь введением широкой гласности; мечтали они и о возрождении земских соборов.
т.о., создавая концепции развития россии, представители различных течений общественной мысли 30 — 40-х гг. действовали в одном направлении. отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя — вот те первостепенные , с решения которых должен был начаться выход россии на новый уровень развития.
объяснение:
Сравнивая в «Письмах русского путешественника» Петра Великого и Людовика XIV, Карамзин, хотя и отзывается о Короле-Солнце с должным пиететом отдает, предпочтение русскому монарху По-видимому, этот текст стал первым прямым сопоставлением двух государей, проведенным русским автором; сравнение это было тем более неожиданным, что в политическом отношении французская монархия на первый взгляд ни в малейшей степени не служила образцом ни Петру Первому, ни его преемникам. Тем не менее кажется, что здесь, как и во многих других случаях, Карамзин обнажил скрытый топос XVIII века и придал законченную, ясную форму сопоставлению, которое прежде приходилось прочитывать между строк.
Нет сомнения, что русских аристократов интересовала фигура Короля-Солнца. Интерес их не был случайным и объяснялся как культурными, так и политическими причинами.Что касается культуры, то в XVIII столетии русский двор и русская знать, приобщаясь к европейской цивилизации, обращали к чужим краям взгляд заинтересованный; Европа виделась русским людям хранилищем, откуда они намеревались, ни в чем себя не стесняя, черпать предметы, идеи и образцы, считая, что новую культуру они строят на пустом месте или вступая в противоборство с собственными традициями; с тем же ощущением во второй половине XVIII века они начали создавать и свою национальную культуру.
Повлияла на русских и политика французов, насаждавших небывалый культ Людовика XIV не только во Франции, но с конца XVII века и за ее пределами. Во Франции Короля-Солнца прославляли специальные институции, а прибывшие в нее европейцы получали самые точные указания насчет того, как и за что следует его воспевать; для путешественников учредили целую систему напоминаний о памятниках, учреждениях и свершениях царствования Людовика XIV. Впрочем, приобщиться к культу короля можно было и через печатную продукцию (книги и гравюры), которая стала поступать в Россию с начала XVIII века. Примером ее – показательным, поскольку путеводитель, о котором пойдет речь, был хорошо известен русским путешественникам – являлась книга Франсуа-Савиньена д'Алькье «Услады Франции», вышедшая впервые в 1670 году и неоднократно переиздававшаяся. Д'Алькье начинает с восхваления Франции как «истинной королевы и законной государыни всего мира, ибо таковой является она для Европы», а затем переходит к описанию двора и приглашает читателей полюбоваться французским монархом: «Взгляните на сего непобедимого государя посреди двора его […] или же когда принимает он послов чужестранных…». Французский король – «Солнце мира и Царь Царей земных» 1* . С четкостью, присущей хорошо структурированным культурным моделям, д'Алькье отождествляет Европу и весь мир с Францией, Францию с Великим веком, а Великий век – с Людовиком XIV, замещая его космическим символом Солнца.
Позиция французов была откровенна и однозначна,тогда как восприятие ее в России – мы постараемся проследить историю этого топоса – было гораздо более сложным и двусмысленным.
В царствование Людовика XIV русские посольства прибывали во Францию трижды: в 1668, 1681 и 1687 годах. Хотя жизнь французского двора или, например, версальские фонтаны произвели, по-видимому, впечатление на участников двух первых посольств (третье окончилось полным крахом), донесения этих дипломатов («статейные списки») не содержали никаких личных оценок, несмотря на то, что в России ничего не знали о жизни Франции. О самом короле Людовике XIV донесения упоминали лишь в сугубо официальном, церемониальном плане: дипломатический этикет и, в еще большей степени, отношение русских людей к монархии запрещали, по-видимому (хотя запрет этот оставался неписаным), любые описания личности государя и тем более свободные суждения на его счет.