1 во Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Социальная демократия складывалась под воздействием идеологии Французской революции 1789 и идей социалистов К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна[1].
В дальнейшем существенное влияние на социал-демократию (кроме англоязычных стран) оказал марксизм, от которого она восприняла идеи пролетарской революции и диктатуры пролетариата, всеобщего равенства и т. д. В англосаксонских странах на идеологию лейбористских партий оказало влияние фабианство.
В конце XIX — начале XX веков под влиянием успехов рабочего движения в индустриально развитых странах Запада социал-демократия постепенно отошла от марксизма и сосредоточилась на эволюционном совершенствовании сложившегося порядка. Сохранение в программах социал-демократических партий революционных лозунгов и требования установления социализма сочеталось с прагматической политической практикой. После Октябрьской революции в России социал-демократия, провозгласившая своей целью построение «демократического социализма», и большевики стали противниками[1]. 2 не знаю
Объяснение:
В 1640-х годах в столице существовал кружок "ревнителей благочестия" - представителей духовенства, в котором обсуждалась необходимость церковной реформы. Стали необходимы единые церковные тексты и правила, по которым совершаются богослужения. Часть духовенства была за древнерусские церковные книги, остальные - за византийские (греческие). Вторые, как мы знаем, отстояли своё мнение, по ряду причин:
Российское государство должно было укрепить свои международные позиции среди других православных стран (идея - Москва - Третий Рим), чтобы быть столпом православной веры после падения Византии, нашей церкви потребовалось согласовать богослужения с греческими канонами.
присоединение Малороссии к Российскому государству в 1654 году, где богослужения проходили по греческим правилам.
Поддержание народного единства с единых правил в церкви, так как в стране это был неспокойный период после Смутного времени.
Сильное различие русских и византийских обрядов.
Раскол церкви произошёл при правлении Алексея Михайловича (царствование 1645-1676).
В 1646 году Никон, бывший игуменом Кожеозёрского монастыря, получил от царя должность архимандрита Московского Ново монастыря, а затем Новгородского митрополита. Влияние его на царя было очень большим, особенно после его возвращения в Москву в 1651 году, так как Алексей Михайлович считал себя истинно православным и уделял церкви много внимания. В 1652 году Никон становится патриархом и начинает подготавливать церковную реформу. Для начала, его указом, начинают редактировать все церковные книги, приводя их к греческим канонам. Но когда вносятся измениения в богослужебные правила в 1653 - начинается противостояние Никона и приверженцев прежних обрядов. Этот год и считается началом церковного раскола 17 века.
Реформы Никона:
замена двуперстного знамения на троеперстное (старообрядцы оценивали это как неуважение к Богу, будто ему показывают "кукиш").
написание «Иисус» вместо «Исус».
сокращение числа для литургии.
совершение поясных поклонов во время службы, вместо земных поклонов (лбом в землю).
во время Крёстного хода двигаться против солнца, а не по солнцу, как раньше.
три раза «Аллилуйя» вместо двух, во время церковных пений.
Причиной раскола стали слишком жёсткие методы, которыми Никон осуществлял реформу, вызвав противостояние в церкви и волнения в народе:
насильственное изымание церковных книг, икон и святынь, отличающихся от греческих канонов и их публичное уничтожение;
неожиданный переход к новым правилам богослужения, из-за чего народ решил, что ему пытаются навязать новую веру. Противников принять изменения серьёзно наказывали, что влияло на отношение к патриарху;
слабый уровень образования, или безграмотность духовенства в приходах, которое не понимало как объяснить изменения богослущения прихожанам;
некачественный перевод некоторых текстов с греческого на русский, которые стали отличаться от старорусских, немного, но тем ни менее;
отсутствие единства и согласия в церкви насчёт реформ. Противники из духовенства стали духовными лидерами старообрядцев.
В 1660 году Никона, царским указом, отстранили от патриашего престола, затем лишили сана и отправили в ссылку в Феропонтов Белозёрский монастырь. Но его реформы не были свёрнуты и продолжали работать.
Последствия раскола - религиозная война между старообрядцами и духовенством. Старообрядцы отлучались от церкви и приравнивались к еретикам, подвергались гонениям, и искали укрытия на дальних землях государства. Наиболее известен протопоп Аввакум Петров - духовный лидер старообрядчества, подвергнутый ссылке в Сибирь на 11 лет, после чего заточённый в земляную тюрьму, а затем заживо сожжённый за несогласие с реформой.
После этого старообрядцы устраивали массовые самосожжения ("гари"), протестуя против новых церковных правил. Стаообрядцы имели мощную поддерку среди народа, что привело к продолжению восстаний и в 18 веке.
Итоги раскола:
Разделение всего народа на два противоборствующих лагеря: старообрядцев и новообрядцев, вражда на религиозной почве, социальная раздробленность населения;
Управление церковью начинает переходить в царские руки, окончательно это случится при ПетреI;
Укрепление международного положения Российского государства среди православных стран.
Движение старообрядцев внесло огромный вклад в развитие искусства в нашей стране - духовные центры, иконопись, сохранение древнерусской манеры книгописания и знаменного пения
Имея значительное численное превосходство в войсках, московский воевода Челяднин решил не разделять свои войска и одним сражением уничтожить всю армию ВКЛ. Он выбрал место для битвы в 4-х верстах от Орши, возле одного из притоков Днепра реки Крапивны, и стал поджидать подхода литвинских войск.
Константин Острожский вместе с войсками подошёл к месту битвы ночью 7 сентября 1514 года и, не останавливаясь на отдых, сходу начал переправу через Днепр. Сначала переправилась конница, потом по понтонным мостам начала переходить артиллерия и пехота. Когда половина армии ВКЛ переправилась Челяднина начали советовать атаковать, пока вся армия литвинов не перешла на другой берег, но московский воевода отвергнул эти предложения, будучи абсолютно убежден, что армия Москвы такая большая, что она легко справится со всем войском ВКЛ.