монгольское государство, созданное чингизханом в начале хiii в., охватывало огромную территорию от байкала и амура на востоке до иртыша на западе, от великой китайской стены на юге до сибирских просторов на севере. в стремлении расширить собственные владения, монголы, которые вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством, со временем обратили свои взоры на степи дона и поволжья.в начале 20-х годов хiii в. войска чингизхана появились на границах земель, а 31 мая 1223 г. на р.калка произошло сражение между ними и объединенным войском. дружины галичского князя мстислава удалого и владимиро-волынского князя даниила романовича были разбиты туменами джебея и субедэя. вторжение на земли становилось делом времени. в 1235 г. на курултаемонгольских ханов, который проходил уже после смерти чингизхана под руководством нового великого хана угэдея, было принято решение об организации похода на русь.зимой 1237 г. огромное войско хана батыя, внука чингизхана, (н.м.карамзин называет цифру в 300 тыс. чел.) обрушились на северо-восточную русь. 21 декабря 1237 г. пала рязань. затем были захвачены и разгромлены крупные города суздаль, ростов, переяславль, ярославль, кострома, юрьев, галич, дмитров, тверь и другие. осенью 1240 г. пал киев. начался период монголо-татарского ига на руси.из территорий, , только новгородская земля оказалась не захваченной полчищами батыя, который после взятия торжка буквально в ста милях от новгорода повернул на юг, в галице-волынское княжество, а затем в 1241 г. пошел на польшу, венгрию, чехию, моравию и валахию.после того, как монголы ушли на запад, земли остались разоренными и опустошенными. в связи с этим встает вопрос об оценке той эпохи, которую традиционно называют периодом монголо-татарского ига.
основные научные и околонаучные версии происхождения этнонима «казаки» и постановка вопроса их этнической принадлежности.
Сегодня в науке, как и в обществе в целом, существуют две прямо противоположные точки зрения на проблему происхождения казачества. Одна из них, общепризнанная, которая говорит о том, что истоки казачества в беглых «искателях воли» (главным образом, крестьянах и холопах). Бежав из русских земель в Степь (Дикое поле), они к середине XVI века составили особую общность людей — «казачество». Само существование казачества (по этой теории) регулярно поддерживал приток новых пришельцев из Центральной и Западной России. Приверженцы этой теории считают казаков бесспорно русскими (или украинцами) по происхождению, объясняя особенности их военной организации и быта характером необычных условий жизни (пограничье, постоянные войны и набеги). Что и доказывают проведенные тесты ДНК среди казаков. По данным тестов казаки имеют славянское происхождение.
Сторонники второй теории (в первую очередь, представители так называемой «казачьей науки», вольно-казачьих организаций) видят в казаках особый этнос, зародившийся уже в античную эпоху (в начале новой эры). По их мнению, казаки возникли благодаря смешению туранских, скифских, меото-славянских, аланских и других племен, говоривших на славянских наречиях. Такой взгляд на этническую историю казаков даёт возможность объяснить своеобразие их этнической самоидентификации, культурно-бытовых особенностей и изолированность от остального русского населения.
Объяснение: