Объяснение:
В сельском хозяйстве России того времени капиталистический уклад, как и в промышленности, не зашел далеко в своем развитии. Почти везде применялась трехпольная система земледелия с обычными деревянными орудиями, которые почти не изменились с столетия. Современник писал о них: «Нельзя ничего дешевле себе представить, как российское пахотное орудие..., но то неудобство, что земледелец такими орудиями может взорать (вспахать.— Ред.) только поверхность пашни и что едва покрывает землею посеянные семена» '.
Крупного капиталистического земледельческого хозяйства в России первой трети XIX в. еще не было. Ради обогащения и упрочения своих позиций многие помещики старались «рационализировать» свое хозяйство, использовать идеи передовой агрономии, по-новому организовать свои взаимоотношения с крестьянами, иногда лишая их средств производства, иногда, наоборот, предоставляя им относительную самостоятельность с переходом фактически к договорным отношениям со своими крестьянами.
Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928—1932). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства, таким образом была уничтожена конкуренция, что вело к снижению уровня выпускаемых благ.
В советское время индустриализация считалась великим подвигом[1]. Стремительный рост производственных мощностей и объёмов производства тяжёлой промышленности (в 4 раза) имел огромное значение для обеспечения экономической независимости от капиталистических стран и укрепления обороно страны[1]. В это время СССР совершил переход от аграрной страны к индустриальной. В ходе Великой Отечественной войны советская индустрия доказала своё превосходство над индустрией нацистской Германии[2]. С конца 1980-х в Советском Союзе и России ведутся дискуссии о цене индустриализации, которые также поставили под сомнение её результаты и долго последствия для советской экономики и общества. Впрочем, никто не отрицает того факта, что экономики всех постсоветских государств и по сей день функционируют за счет той индустриальной базы, которая была создана в советский период.