Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм ( сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов ).
Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков.
Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости.
Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.
СКАЗОЧНЫЕ БОГАТЫРИ (экиэт батырзары), герои баш. богатырских сказок, наделенные необыкновенной физ. силой и сноровкой. В основе сюжета богатырских сказок - повествование о чудесном рождении и детстве героя, о борьбе с могучими противниками и его победе.
В баш. сказках чудесное рождение батыра может происходить от вынужденного сожительства женщины с ж-ным, напр., с медведем ("Аюголак"), с волком ("Волчий сын Сынтимер-пехлеван") или непосредственно от самого ж-ного ("Будансы-батыр"), из колена одинокой старушки ("Тубык-батыр"), из глыбы или скалы ("Алп-батыр"). Рождение Арпа-батыра, Тимербулата, Алма-батыра и Алмабики, героев одноименных сказок, связано с чудесным зачатием от съеденного матерью ячменного зернышка, рыбы или яблока, заговоренного куриного яйца. Популярны у башкир сказки о батыре, вылепленном из теста ("Камыр-батыр", "Икмек-бай" и др.), или о богатырях, родившихся у семидесяти-восьмидесятилетних стариков ("Алтындуга-батыр", "Юлбат", "Бииш-батыр" и др.), бездетных стариков ("Тимерхан") и др. Чудесное рождение героя подчеркивает необыкновенность богатыря, обосновывает его будущие подвиги, совершение к-рых непосильно простому человеку. Чтобы совершить подвиги, он уходит из дома, мотивируя уход определенными причинами: повидать свет и себя показать, найти равных себе силачей; поиски исчезнувшей царевны, похищенной матери, жены, сестры, девушки-красавицы, к-рую увидел во сне или на портрете, жеребенка, чудесной птицы, живой воды и т.д.; желание принять участие в состязании женихов царевны, попасть к царю на службу и др. В отд. случаях герой изгоняется отцом из дома. Героич. сюжет связан со столкновением батыра с врагами и притеснителями людей, похитителями девушек и женщин (дэвом, аждахой, иргаилем).
С.б., как правило, возвращается домой с невестой и создает счастливую семью. Он освобождает народ от притеснений, рабства и часто, взяв власть в свои руки (или будучи избранным царем), устанавливает в стране равенство, справедливость, мир. Так в образе С.б. воплощаются вековые чаяния и устремления народа.