После октябрьской революции 1917 года и ликвидации «черты оседлости» евреи стали переселяться на левобережье и в крупнейшие города Украины и России. По данным переписи 1926 года, в УССР насчитывалось 1750000 евреев. В городах УССР в 1926 проживало уже 77 % всех евреев, в 1939 г. — 86 %, тогда как в 1897 — менее 40 %. В рамках политики «коренизации» в 1920-х были созданы еврейские сельсоветы и национальные районы, где организовывались еврейские школы и учреждения культуры, а идиш был официальным языком делопроизводства и обучения. С середины 1930-х, после прекращения «коренизации», еврейские национальные районы были расформированы
Различают раннеродовую общину охотников, собирателей и рыболовов и позднеродовую общину земледельцев (скотоводов). Они образованы группой сородичей и входящими в неё по браку выходцами из других общин. Для раннеродовой общины характерно комплексное рыболовецко-охотничье хозяйство с использованием лука и стрел, присваивающий тип хозяйства, коллективизм в производстве и потреблении, общее владение имуществом, уравнительное распределение продукта, естественное половозрастное разделение труда, господство загонной охоты с использованием гарпуна, рыболовных крючков, и выше упомянутого лука со стрелами, одомашнивание собаки, а также родство по материнской линии и дуальная экзогамия. Для позднеродовой общины характерно мотыжное земледелие, появление керамики, ткачества, изобретение колеса, паруса, саней, родовая собственность на землю, трудовое распределение продукта труда, переход к производящему хозяйству в результате неолитической революции, появление земледелия и скотоводства, сохранение материнской родовой семьи.
Соседская община
Для собственно крестьянской соседской общины характерно формирование государств, прогрессивное развитие всех отраслей хозяйства, экономический дуализм, грабительские войны, ранние формы эксплуатации, использование рабского труда, имущественная и социальная дифференциация, родство по отцовской линии, институционализация власти.
В Ветхом Завете (Книга пророка Даниила, гл. 5) рассказывается о пире послед- него вавилонского царя Валтасара, который решился на кощунство: приказал принести золотые и серебряные священные сосуды из храма Иерусалимского, чтобы пить вино из них. Когда пир был в самом разгаре, некая невидимая рука на стене зала начертала письмена: «Мене, мене, текел, упарсин» (ст. 26—28), которые, каких истолковал царю пророк Даниил, предвещали скорую гибель и царству Вавилонскому, и самому царю. В ту же ночь Валтасар был убит. Иносказательно: веселая, роскошная жизнь, неуместное веселье в канун неминуемых бедствий. Отсюда же другое крылатое выражение — «жить Валтасаром», то есть вести беспечную, роскошную жизнь без мысли о завтрашнем дне, о грозящей реальной опасности. Оба варианта аналогичны таким оборотам, как пир во время чумы и танцевать на вулкане.