Жизнь и политическая деятельность Абылай хана. Абылай хан (Абильмансур) - один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и: диплома. Он родился в городе Туркестан в 1711 году в семье правителя города. Отец Абылая -Уали был убит в одном из сражений с джунгарами. Тогда погибла вся семья Абильмансура, и только остался жив. Его мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз.
Долгое время он скрывал свое ханское происхождение. Он пас стада верблюдов уйсуна Толе би, поэтому его прозвали Сабалак - «мальчик в разодранной одежде, с растрепанными волосами». Так прозвал его Толе би. Однако мудрый би заметил, что Сабалак не простого происхождения. С этого времени у него стали проявляться задатки будущего лидера. Он резко выделялся уже в юности мужеством, умом, целеустремленностью. В 22 года Сабалак познакомился с батыром Богенбаем, который приехал проведать Толе би. Богенбай был человеком, который всегда умел увидеть лучшее в людях. Богенбай при виде Сабалака сказал:
Вижу в блеск в глазах твоих, малыш,
По нраву явно ты ханской крови,
Весной, когда на калмаков пойдем войной
твоя нам придется кстати!
С этими словами он дал юноше свое благословление и подарил своего коня. Впервые имя Сабалак стало известно в 1730 году после битвы с джунгарами. По восточным обычаям перед битвой сильнейшие из двух войск выходили на поединок. Казахские воины два раза потерпели поражение. В этот момент Сабалак изъявил желание сразиться с калмакским батыром Шарышем и победил его. После этого он поскакал на врага, выкрикивая клич «Абылай!». После этого удачного сражения о происхождении Абылая стало известно всем. Казахский хан Абулмамбет предложил ему принять ханский титул. Однако официально Абылай был возведен в ханы лишь в 1771 году после смерти Абулмамбета. Абылай - мудрый политик своего времени, бесстрашный батыр, одаренный дипломат.
2)Абылай хан (Сабалак, Абильмансур, Абылай султан, Абылай бахадур) правил в 177Г- 1781 годах Согласно общепринятому мнению, Абылай хан - сын Коркем Вали, внук Канышер Абылая (Кровопийцы). Канышер Абылай был правителем ряда городов Мавереннахра.
Объяснение:
Культура сарматов делится на III этапа:
а) раннесарматская (IV-II вв. до н.э.);
б) среднесарматская (II до н.э. I в. н.э.);
в) позднесарматская (I I – I V вв. н.э.)
Большое влияние на культуру сарматов оказала античная Греция (например, в погребениях часто встречаются изображения греческого бога Диониса). Сарматские племена были связующим звеном между культурами Центральной Азии и Причерноморья. В сарматских женских погребениях часто находят бронзовые зеркала. Большим спросом у сарматских женщин пользовались изделия из стекла (их доставляли из стран Востока). Хорошо изученный памятник сарматской культуры - могильник Сынтас (захоронение трех воинов) в Актюбинской области. В Сынтасском кургане были найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изображениями сайги и горного козла. При раскопках памятника Аралтобе были раскопаны 3 кургана. Памятник расположен в Жылыойском районе, Атырауской области. Настоящей сенсацией стало раскопанное в наполовину разграбленном третьем кургане погребение сарматского вождя. Сейчас эту находку называют 2-ым «Золотым человеком» в истории Казахстана. Археологические находки отнесены учеными к 129 г. н. э. Считается, что археологические памятники ранних сарматов относятся к прохоровской культуре. Сарматские курганы Целинный, Бесоба обнаружены на территории Актюбинской области. Памятник Целинный I включает в себя 100 насыпей. В кургане Бесоба захоронены женщины-жрицы. В могильнике были похоронены женщины, лежавшие на спине головой на юго-запад. Рядом с покойными были положены необходимые вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жертвенник с изображением оскалившего пасть волка. Курган Володарка обнаружен на территории Западно-Казахстанской области.
В 2000 г. археологом 3. Салсалиевым в районе Атырау было найдено захоронение знатной сарматской женщины, относящееся к IV в. до н.э. Археологический памятник - культовый комплекс на Устюрте - относится к среднесарматской эпохе, которая получила в исторической науке название сусловской культуры (от названия могильника на территории Саратовской области). Женские захоронения, обнаруженные возле села Лебедевка (Западно-Казахстанская область), датируются II-IV вв. н.э. и принадлежат к позднесарматской культуре. В ранних сарматских памятниках в большом кургане хоронили самого уважаемого члена рода. По антропологическому типу сарматы принадлежали к европеоидной расе, но в их облике уже присутствовали монголоидные черты. Говорили сарматы на индоиранском языке. В позднесарматскую эпоху (II—IV вв. н.э.) сарматы переняли культуру гуннских племен. Также приход гуннов положил начало тюркизации (ассимиляции) сарматских племен и распространению тюркского языка. Усиление засушливости климата привело к сокращению численности сарматских племен, уменьшению поголовья скота на рубеже I века до н.э. -I века н.э.