Расселение сарматских племен
В VIII в. до н. э.- V в. н.э. на громадной территории поволжско-уральских степей жили племена, родственные в культурном и этническом отношениях, получившие в истории название – сарматы. Сарматы, объединившиеся в крупные племенные союзы, занимали районы и Западного Казахстана.
Термин «сарматы» употребляется в античных источниках с III в. до н. э. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами.
О савроматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий.
Во II веке до н.э. сарматы, постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка (Урала), дошли до земель Северного Причерноморья.
По словам Диодора, сарматы опустошили значительную часть Скифии, истребляя местных жителей и обратив большую часть страны в пустыню.
Одно из сарматских племен, роксоланы, уже в I в. до н. э. достигло границ Мидии. Вслед за ними шли племена аланов, населявших территории севернее Аральского моря.
На Арало-Каспии, а также южнее жили племена дахов (дай, даги). На берегах Каспия жили племена каспиев. В те древние времена Каспийское море носило название «Гирканское море», поэтому каспиев иногда называют гиркани.
Сарматы принимали активное участие в политической жизни на занятых ими землях. В конце II в. до н. э. роксоланы были на стороне скифов в их войне с Диофантом, полководцем понтийского царя Митридата.
В I в. до н. э. сарматы в союзе Митридатом ведут войну с Римом. В 49 г. до н. э. римляне с сарматским племенем аорсов побеждают другое сарматское племя – сираков, союзников боспорского царя. Аланы доходят до северного Причерноморья, позднее, вместе с хунну, они достигают Испании.
Сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским царством и совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию.
По предварительным подсчетам ученых, общая численность савроматов-сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане в III-II вв. до н.э. составляла 20 тысяч человек, во II- I вв. до н.э. 10 тысяч человек, а в I в. до н.э.-I в. н.э. всего 5-7 тысяч человек.
Резкое уменьшение численности савроматов-сарматов ученые объясняют усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Из-за этого уменьшилось количество скота, увеличилась смертность. Все это вынудило сарматов присоединиться к другим племенным объединениям (в частности, к гуннам).
ответ:В результате природно-клим. условий Каз-на основной формой природопользования и жизнеобеспечения нас-ия на протяжении было коч. скот-во. Гл. особенностью коч. скот-ва яв-сь круглогодичное содержание скота на подножном корму, что было обусловлено дефицитом кормовых и водных ресурсов. В Каз-не сложилось 2 типа скотов. хоз-ва: коч. скот-во и полукоч. хоз-во. В зимнее время табуны лошадей паслись в открытой степи – тебеневали. Скотоводство приносило кочевнику пищу. Из кожи скотоводы изготовляли ведра для воды и мешки для кумыса. Основные виды скота:лошадь, овцы и верблюды. Верблюд мог в течении нес-х дней обойтись без воды и корма. Он мог есть колючие кустарники.
Казахское население проживало в аулах. В одном ауле жили близкие родственники. Численность одной семьи составляла 5-7 человек. Аул располагали на берегах рек, озер. Лес и горы служили служили защитой от зимних стуж.
На протяжении многих тысячелетий человек ведет борьбу с природой за свое существование, и решающим в этой борьбе является обеспечение трех факторов жизни: пищи, одежды, жилища. Определяющим в выборе жилища является людей при к окружающей среде и образ их жизни в экологической системе. Кочевник проводил всю жизнь в движении,целиком зависел от времени года. Основное жилище располагалось на зимовке (кыстау). Оттуда он со своей семьей, родом и племенем двигался на весенние (коктеу) и летние (жайляу) стоянки. Пробыв на коктеу и жайляу весь теплый период года, он возвращался на осенние (куздеу) пастбища, часть которых была засеяна зерновыми, и, убрав хлеба, возвращался на зимовку. Для перемещений в пространстве в течение всего года кочевнику было нужно иметь универсальное, легко собираемое и разбираемое жилище, и лучшим образцом такого жилья была юрта.Скот не только кормил человека, но и давал сырье для различных домашних производств и ремесел. Вручную кочевником производились шубы и тулупы, шапки, брюки, камзолы, из кожи шились сапоги и туфли. Но главным сырьем, получаемым от скота, была шерсть, из которой ткали ткани, ковры. Основание юрты, его каркас, на котором крепилось войлочное покрытие, делалось из дерева.
В центре юрты - место очага (ошак), почитаемое казахами как святое место своего жилища. Все пространство пола, от очага до основания стенок накрыто войлочными и ткаными коврами. За очагом, напротив входа - почетное место торь (тор) для особо почитаемых гостей.
Таким образом, юрта является не только необходимым атрибутом кочевой жизни казахов, но и своеобразным микрокосмосом, моделью малого мира, где существовала семья, обладая при этом минимумом вещей.
К концу 19 в. люди стали строить дома с двускатными крышами. В доме устанавливали печь с казаном. Казахи топили юрты, зимние жилища хворостом и кизяком. Строго запрещалось рубить дерево.
Самыми страшными для казахов были годы джутов. Иногда именно гололедица и бескормилица могли уничножить весь скот. Самый страшный джут был в 1880г. когда в Тургайской области погибло более 1,5 миллионов голов скота. По заметкам казахов годы джута приходились на год зайца через каждые 10-12 лет. Нередко от джутов могли только заготовки сена, соломы, поэтому население занималось сенокошением.
На берегах рек Сырдарья, в Семиречье казахи занимались и земледелием. В к. 19-нач 20в. появляются железные плуги и бороны, когда раньше были серпы, вилы, лопаты. Поливное земледелие было развито у казахов Восточного Казахстана, Южного и Юго-восточного Казахстана. В остальных регионах получило развитие богарное земледелие. В районах крупных озер, рек, а такжк Аральского и Каспийского морей распространение получило и рыболовство.
Объяснение:Да много но понятно