Лютеранская церковь
Лютер был глубоким и искренним католиком. Он предался усиленным подвигам и постам, чтобы умилостивить грозное Божество, но не чувствовал успокоения.
В основном под влиянием Августина у Лютера сложился взгляд на человека путем благодати через веру в Искупителя. Так, в мысли, что человек получает по вере, Лютер нашел духовный покой. Позже его деятельность протекала в должности профессора Виттенбергского университета, где он и выступил в роли реформатора.
В 1510 году он побывал в Риме и был поражен неверием и богохульством в среде римского духовенства. Из Рима Лютер вернулся противником Римской Церкви. Такая Церковь, по его убеждению, не могла дать человеку, и он стал учить, что только личное общение человека с Искупителем и живая сердечная вера в Него человека.
В 1517 году Лютер открыто выступил против Римской Церкви. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство. Для поддержании роскоши своего двора папа Лев под предлогом обновлении церкви святого Петра объявил продажу индульгенций. Продавцом индульгенций в Германии явился грубый монах-доминиканец Тецель. Как рыночный торговец, он стал расхваливать свой товар, доставляющий как обязательное грешникам на земле, так и освобождение душ умерших от мук чистилища. Лютер возмутился таким кощунством над отпущением грехов и к дверям виттенбергского храма прибил 95 тезисов против такого грубого человеческих душ. Он коснулся и самой основы индульгенций – учения о сверхдолжных заслугах и чистилище.
Кальвинистская церковь
Кальвинизм — одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости духовенства в людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.
Англиканская церковь
Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т. д., всего в 16 странах. С 1867 г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, объединяются Англиканским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую.
Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств - Кентерберийского и Йоркского - стоят архиепископы.
Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.
В США англиканство представлено Протестантской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов, в руководящий орган входят представители клира и прихожан. Епископальная церковь США ведет большую миссионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
В учении о англиканское вероучение повторяет общее представление Реформации о том, что в оправдании человека действует только Бог, отчужденная благодать Божия совершает вне содействия Как гласит об этом 11 член англиканского исповедания: "Мы оправдываемся пред Богом только заслугами Иисуса Христа чрез веру, а не нашими добрыми делами".
Богдан Хмельницкий родился 25 декабря 1595 года в селе Суботов (одна из версий) в семье сотника чигиринского полка Михаила Хмельницкого. Историки выдвигают разные версии о месте рождения Богдана Хмельницкого.Род Хмельницких - древний молдавский род Люблинского воеводства.
Обучение Богдана Хмельницкого началось в киевской братской школе, по окончании которой он поступает в Иезуитский коллегиум в Ярославле. И в дальнейшем продолжает обучение во Львове. Характерно, что овладев искусством риторики и сочинения, а также в совершенстве польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество, но остался верен отцовской вере (то есть православию). Позже он напишет, что иезуиты не смогли добраться до самых недр его души.
В 1620-1621 годах Богдан Хмельницкий участвует в польско-турецкой войне, во время которой гибнет его отец, а он сам попадает в плен. После двух лет плена Хмельницкому удается сбежать (по другим данным, был выкуплен родственниками). После возвращения в Суботов он записывается в реестровое казачество.
Затем в биографии Хмельницкого начинается череда походов с запорожцами на турецкие города. Во время восстания казаков 1630-1638 годов имя Хмельницкого упоминается только один раз при подписании договора о капитуляции, который был написан рукой Хмельницкого (он был генеральным писарем у восставших казаков) и подписан им и казацким старшиной.