ЗВЕРИНЫЙ Стиль -- исторический художественный стиль, сложившийся в 8-9 в. до н. э. на огромных территориях Евразии от Нижнего Дуная, Северного Причерноморья и Прикаспийских степей до Южного Урала, Сибири и северо-западной части Китая.
Истоки этого СТИЛЯ -- следует искать в первобытном тотемизме (обожествлении животных как предков людей) и в "натуральном стиле" ИСКУССТВА первобытных охотников.
"ЗВЕРИНЫЙ Стиль" отличается от абстрактного -- Звериного орнамента 6-8 в, распространенного в романском и норманнском искусстве, и от тератологических древнерусских мотивов. Более широкое понятие -- зооморфные мотивы.
Чаще определение "звериного стиля" -- сужают до "СКИФСКОГО звериного СТИЛЯ" народов Северного Причерноморья VI-IV вв. до н. э.
Схожие геометризованные и стилизованные изображения реальных и фантастических зверей украшают изделия из металла халыитаттской и латенской культур раннего железного и бронзового веков. Отличающиеся своеобразием и целостностью стилистических признаков, позволяющие говорить именно о стиле, находят в раскопках курганов степных районов от Кубани до Алтая. При этом оказывается, что "скифская культура и культура скифов - совсем не одно и то же.
В курганах Центральной Азии находят предметы, соединяющие в своем стиле черты эллинистического, сасанидского и китайского искусства. По одной из версий, на сложение уникального "скифского звериного стиля" оказали влияние бронзовые изделия из провинции Ордос в Северо-Западном Китае, так называемые ордосские бронзы.
Другой возможный источник -- Луристан на юго-западе Иранского нагорья, персидский звериный стиль, блестяще развитый мастерами эпохи Ахеменидов (VII-V вв. до н. э. ) и Сасанидов (III-VII вв. н. э. ).
Через посредство греческих колонистов это искусство затем ассимилировалось со "скифским". Высказывались версии о местном, сибирском происхождении "звериного стиля" и о влиянии на его формирование традиционной резьбы по дереву. Самые ранние находки датируются 9 в. до н. э., но черты оригинального стиля складываются к 7 в. до н. э.
Мастера евразийских степей ковали оружие - акинаки (короткие скифские мечи) , щиты, делали конскую сбрую, бляхи, пряжки, псалии (удила) -- стержни, увенчанные головой зверя, котлы, зеркала, ритуальные навершия жезлов. Изображения зверей в эпоху, предшествующую появлению отдельных родов декоративного и прикладного искусства, не украшали, а выявляли, обозначали и "усиливали" функцию предмета. Персонажей "звериного стиля" немного, они повторяются и ясно подразделяются на три группы соответственно трем "зонам" мифологического "Мирового Дерева": небесной (птицы) , земной (копытные) и подземной (хищники) .
Среди птиц выделяются грифоны греческого типа с архаическими серповидными крыльями, грифо-бараны, фантастические крылатые звери, имеющие аналоги в персидском искусстве.
Среди копытных изображаются олени, козы, быки, бараны, кони. Одной из главных особенностей "звериного стиля" является контраст чистых поверхностей, гладких объемов тела животного, решенных характерным пересечением плоскостей, с гипертрофированной фактурой деталей. Эта особенность объясняется оригинальной технологией : скифские мастера предпочитали не лепить, а вырезать ножом с широким лезвием из мягкого воска модель будущей отливки из металла.
В искусстве скифов, как и в персидском, встречается прием симметричного удвоения изображения, условно называемый "геральдическим", или антитетическим (от греч. antithesis - противоположение) . Он связан с явлением симулътанизма.
В 5 в. до н. э. под влиянием греко-персидского искусства в произведениях скифских мастеров появляется мотив - "когтящих хищников", терзающих копытных.
ИСКУССТВО скифов 5 в. до н. э. иногда называют "скифским барокко" из-за его вычурности и пышной орнаментации деталей. К концу IV в. до н. э. уникальный "ЗВЕРИНЫЙ Стиль" - исчез так же внезапно и загадочно, как и появился. Причину этого явления видят в изменении общей культурной ситуации.
Вернулся князь от Сергия и двинул войска от белокаменных стен Москвы, им же построенных на юг, к Дону, "встреч ворогу". В центре композиции среди провожающих ополчение – Евдакия, любимая жена Дмитрия. Она не плачет, она уже выплакала свое и сейчас не имеет права на слезы – она жена князя и должна быть мужественной. Она беременна, и это символ – жизнь продолжается. Рядом сын, уже понимающий, что отец уходит на битву, и дочка, с улыбкой слушающая звуки жалеек, – как всегда на Руси, с музыкой и слезами провожают близких на битву.
Капитуляция перед папой ещё больше обострила растущее недовольство королевской политикой, и весной 1215 г. бароны, поддержанные рыцарями и горожанами, начали открытую войну против Иоанна. Король, видя явное превосходство сил у своих противников, был вынужден 15 июня 1215 г. подписать документ, в котором излагались требования восставших. Этот документ получил название Великой хартии вольностей. Хотя решающую роль в борьбе с королём сыграли рыцари и горожане, требования, записанные в Великой хартии вольностей, отражали главным образом интересы баронов и церковных феодалов, стоявших во главе движения и использовавших его в своих интересах. Король обязался не нарушать права английской церкви, не вмешиваться в выборы на церковные должности и не захватывать церковные земли. Он обещал не брать со своих непосредственных вассалов, т. е. с баронов, больших денежных платежей, чем установлено обычаем, и обязывался не арестовывать баронов, не объявлять их вне закона, не лишать их имущества без законного приговора пэров, т. е. людей равного с ними звания и положения.
В хартии были сделаны некоторые уступки и в пользу рыцарства. Король и бароны не могли требовать с держателей рыцарского феода больше служб и феодальных платежей, чем было установлено обычаем. Рыцари получали гарантию, что с них не будут взимать чрезмерных поборов и штрафов. Это же было обещано и свободным крестьянам.
8-9 в. до н. э. на огромных территориях Евразии от Нижнего Дуная, Северного Причерноморья и Прикаспийских степей до Южного Урала, Сибири и северо-западной
части Китая.
Истоки этого СТИЛЯ -- следует искать в первобытном тотемизме (обожествлении животных как предков людей) и в "натуральном стиле" ИСКУССТВА первобытных охотников.
"ЗВЕРИНЫЙ Стиль" отличается от абстрактного -- Звериного орнамента 6-8 в, распространенного в романском и норманнском искусстве, и от тератологических древнерусских мотивов.
Более широкое понятие -- зооморфные мотивы.
Чаще определение "звериного стиля" -- сужают до "СКИФСКОГО звериного СТИЛЯ"
народов Северного Причерноморья VI-IV вв. до н. э.
Схожие геометризованные и стилизованные изображения реальных и фантастических зверей украшают изделия из металла халыитаттской и латенской культур раннего железного и бронзового веков.
Отличающиеся своеобразием и целостностью стилистических признаков, позволяющие говорить именно о стиле, находят в раскопках курганов степных районов от Кубани до Алтая. При этом оказывается, что "скифская культура и культура скифов - совсем не одно
и то же.
В курганах Центральной Азии находят предметы, соединяющие в своем стиле черты эллинистического, сасанидского и китайского искусства.
По одной из версий, на сложение уникального "скифского звериного стиля"
оказали влияние бронзовые изделия из провинции Ордос в Северо-Западном Китае,
так называемые ордосские бронзы.
Другой возможный источник -- Луристан на юго-западе Иранского нагорья, персидский звериный стиль, блестяще развитый мастерами эпохи Ахеменидов (VII-V вв. до н. э. ) и Сасанидов (III-VII вв. н. э. ).
Через посредство греческих колонистов это искусство затем ассимилировалось со "скифским".
Высказывались версии о местном, сибирском происхождении "звериного стиля" и о
влиянии на его формирование традиционной резьбы по дереву.
Самые ранние находки датируются 9 в. до н. э., но черты оригинального стиля складываются к 7 в. до н. э.
Мастера евразийских степей ковали оружие - акинаки (короткие скифские мечи) , щиты, делали конскую сбрую, бляхи, пряжки, псалии (удила) -- стержни, увенчанные головой
зверя, котлы, зеркала, ритуальные навершия жезлов. Изображения зверей в эпоху, предшествующую появлению отдельных родов декоративного и прикладного искусства,
не украшали, а выявляли, обозначали
и "усиливали" функцию предмета.
Персонажей "звериного стиля" немного, они повторяются и ясно подразделяются на
три группы соответственно трем "зонам" мифологического "Мирового Дерева":
небесной (птицы) , земной (копытные) и подземной (хищники) .
Среди птиц выделяются грифоны греческого типа с архаическими серповидными
крыльями, грифо-бараны, фантастические крылатые звери, имеющие аналоги в персидском искусстве.
Среди копытных изображаются олени, козы, быки, бараны, кони.
Одной из главных особенностей "звериного стиля" является контраст чистых поверхностей, гладких объемов тела животного, решенных характерным пересечением плоскостей,
с гипертрофированной фактурой деталей.
Эта особенность объясняется оригинальной технологией : скифские мастера предпочитали не лепить, а вырезать ножом с широким лезвием из мягкого воска модель будущей отливки из металла.
В искусстве скифов, как и в персидском, встречается прием симметричного удвоения изображения, условно называемый "геральдическим", или антитетическим (от греч. antithesis - противоположение) .
Он связан с явлением симулътанизма.
В 5 в. до н. э. под влиянием греко-персидского искусства в произведениях
скифских мастеров появляется мотив - "когтящих хищников", терзающих копытных.
ИСКУССТВО скифов 5 в. до н. э. иногда называют "скифским барокко" из-за его вычурности
и пышной орнаментации деталей.
К концу IV в. до н. э. уникальный "ЗВЕРИНЫЙ Стиль" - исчез так же внезапно и загадочно,
как и появился. Причину этого явления видят в изменении общей культурной ситуации.