Освободительная война в Нидерландах является уникальным примером того, как колония может добиться независимости и обогнать в развитии метрополию. Это уникальный случай успешной революции, которая не обратила молодое государство в кризис, а наоборот, послужила толчком для более быстрого развития. И хорошо, что это случилось, потому что по такому пути стали развиваться все европейские государства.
Какие особенности этой войны по вашему мнению, позволяют считать ее революцией?Да, освободительную войну Нидерландов можно назвать революцией, потому что в ходе войны были сделаны кардинальные изменения – сменен государственный строй, низложен монарх. Больше испанский король не имел никакой власти на территории Голландии, ведь она была республикой.
Смена формы правления – главная особенность, которая дает нам право считать эту войну революцией.
Территориальный аспект – Голландия перестала быть административной частью одного большого государства, а получила суверенитет на свои территории – это тоже основание для того, чтобы считать войну революцией.
Протестантизм выжал католическую церковь с территории Голландии – это тоже духовная, религиозная революция.
На первом собрании Госсовета Александр I заявил, что образованием его кладет твердое основание одному из важнейших государственных установлений и желает, чтобы благосостояние империи утвердилось на законе, а закон был бы недвижен на постановлениях. Чуть позднее он мотивировал целесообразность учреждения Госсовета необходимостью придать рассеянной и разбросанной законодательной власти «новое начертание постоянства и единообразия» , объединить законотворчество высших и центральных структур управления.
Государственный совет создан для «утверждения и распространения единообразия и порядка в государственном управлении» . В нем «все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти» . Совет получил статус совещательного органа, мог рассматривать проекты законов, уставы по предложению императора. Решения совета не имели силы закона «без утверждения верховной власти» .
Членами Госсовета являлись министры, назначаемые императором лица, «знанием отечественных законов, трудами и долговременною службою отличившиеся» . Их количество постепенно увеличилось с 35 до 80 человек. За первые пятьдесят лет членство в совете имели 175 человек. Председательствовал император или назначаемый им один из членов совета.
Госсовет имел департаменты: 1) законов, 2) военных, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственной экономии, возглавлявшиеся директорами (председателями) , комиссии составления законов с структурными отделениями, государственную канцелярию с госсекретарем во главе и четыре ее департаментские канцелярии, возглавляемые статс-секретарями.
Законом установил высокий статус Госсовета: а) он рассматривает новые законы по всем отраслям управления; б) он один их рассматривает; в) рассмотренные законы не передаются к исполнению без утверждения верховной властью. Своеобразие обсуждения в том, что члены совета обладали свободой высказывать свои мнения, действовать не по указанию, а по собственному разуму. Госсовет мог внушить свою волю монарху.