Еще одним важным направлением современной социальной философии становится философия образования. Взаимодействие между философией и образованием всегда играла существенную роль в развитии человечества, особенно после эпохи Просвещения
, которая заложила основы философского осмысления образовательного процесса, обратив внимание на прямую связь степени образованности общества с уровнем его социального прогресса.
К основным источникам этого направления философских исследований относят фрагменты основных трудов Платона, Аристотеля, Авиценны, Фомы Аквинского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже и других мыслителей, которые уделяли внимание социальному анализа образования. Особое место в этом перечне занимает трактат Ж.-Ж. Руссо, посвященный непосредственно проблемам образования и его социально-практическому значению. Как самостоятельный философское направление философия образования окончательно формируется конце XX века. На рубеже веков она представлена такими именами, как Р. Митчел, А. Блум, Н. Постмен, Дж. Брунер, М. Розенберг и другие. Основным ее исследовательской задачей становится анализ производительности современного образования и определение основных путей ее дальнейшей трансформации в направлении при к новым цивилизационных условий.
Темпы роста информации в условиях постмодернистского общества требуют постоянного обновления образовательных ресурсов, их совершенствования и учета новейших тенденций в современном образовании в глобальных масштабах. Основной тенденцией современной философии образования является поиск новых образовательных парадигм, пригодных для потребностей современного общества, в условиях которого важной жизненной необходимостью становится концепция образования на протяжении всей жизни. В связи с тенденцией к постоянному росту информационной нагрузки и, соответственно, накопления нового социально значимого знания современному человеку недостаточно для успешной самореализации предварительно усвоенных им знаний.
Постмодернистская цивилизация требует от нас нового понимания и осознания сущности образовательного процесса и его социальной производительности. В таких условиях возникает необходимость формирования новых образовательных программ, учитывающих тенденции общественного развития и быстрой социализации человека, ее при к новым социальным условиям. Поэтому проблема соотношения философии и образования обращает на себя в современных условиях особое внимание и требует соответствующего анализа. Все усилия современной философии образования направлены на поиск и внедрение в современное образование такой образовательной парадигмы, которая бы смогла положительно решить глобальные и другие острые проблемы современного человечества.
После разгрома во Франко-прусской войне Франция вынуждена была готовиться к реваншу в дипломатической изоляции. Отправив в отставку Бисмарка, молодой германский император Вильгельм II отказался от Союза трёх императоров, в течение долгого времени закреплявшего дружественные отношения Германии и России. Он предпочитал видеть в качестве своего главного союзника Австро-Венгрию — наиболее опасного соперника России на Балканах.
Чтобы избежать дипломатической изоляции, российский министр иностранных дел Николай Гирс начал переговоры с правительством Сади Карно. Изумивший всю Европу союз авторитарной империи и демократической республики был оформлен соглашением 1891 и секретной военной конвенцией 18 августа 1892 года. Стороны обязывались оказывать взаимную в случае нападения Германии или Австро-Венгрии на Россию или Италии и Германии на Францию. В дальнейшем союз был подтверждён русско-французской военно-морской конвенцией 1912.
11 (23) июля [1] 1891 года в Кронштадт с визитом прибыла французская военная эскадра. Император Александр III лично приветствовал французскую эскадру; выслушал исполнение французского революционного гимна «Марсельезы» в Петергофе во время обеда [2], что произвело впечатление на петербургскую публику.
Жившая воспоминаниями о разгроме её немцами в 1870 году, Франция 80-х годов видела в России свою Вот почему приём русской эскадры адмирала Авелана в Тулоне, первый приезд Александра III во Францию, грандиозный, ставший историческим, парад в его честь — все эти события медового месяца франко-русской дружбы врезались в памяти целых поколений, и воспоминания о них дожили до моих дней. Французский генералитет рассказывал мне об этом, захлебываясь от восторга.
— Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю. Книга III, глава 10. — М. : Воениздат, 1986. — С. 390. — ISBN 5-203-00055-7
21 августа 1891 года Россия и Франция подписали соглашение о консультации всех вопросов и политической договорённости обоих сторон.
В 1890-е гг. стало бурно развиваться и культурное сотрудничество России и Франции. Самый элегантный мост Парижа был назван в честь Александра III, тогда как в Петербурге президент Феликс Фор открыл построенный по проекту Эйфеля Троицкий мост через Неву.
Не менее важным, чем военное и культурное, было и экономическое измерение Франко-русского союза. Большое значение для развития российской экономики имели займы, размещаемые во Франции, как государственные, так и муниципальные, банковские и промышленные. Кроме займов большое значение также играло участие французского капитала в российских акционерных предприятиях. В начале XX века около четверти всех французских инвестиций за пределами Франции приходилось на Россию.