Древнегреческую историю специалисты делят на несколько условных периодов:
Крито-микенский период (3000 -1100 гг. до н. э.)
Темные века (1100 - 800 гг. до н. э.)
Период архаики (800 - 500 гг. до н. э.)
Классический период (500 - 336 гг. до н. э.)
Эпоха эллинизма (336 - 30 гг. до н. э.)
Прекрасная природа Эллады, которую много раз воспевали поэты, не была слишком щедрой, особенно для земледельцев. Плодородной земли в Греции немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, и создать оросительную систему, как в речных цивилизациях Востока, было невозможно. Поэтому земледелие стало основной отраслью хозяйства лишь в некоторых областях страны. Причем по мере развития хлебопашества почва стала быстро истощаться. Хлеба, как правило, не хватало на все население, численность которого со временем возрастала. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки издавна разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Но, естественно, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства к существованию.
Еще одним "богатством" Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова, расположенные близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.
Цивилизация сумела дать достойный "ответ" на "вызов" среды. Став искусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильную морскую державу.
Сами греки хорошо понимали преимущества созданной ими морской державы, ее независимость от изменчивой природы: "Плохие урожаи - бич самых могущественных держав, тогда как морские державы легко их преодолевают". Борьба за существование шла, прежде всего, за счет освоения новых пространств, колонизации и торговли. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы.
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III-II тысячелетий до н. э. Около XV в. до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).
Ей на смену пришла новая культура - ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Пережив в XV- XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII-XII вв. до н. э. она погибает так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Возможно, ахейская культура была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-дорийцы.
Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.
Крито-минойская и микенская цивилизации.
Греция, с одной стороны, состояла из множества вполне самостоятельных, обособленных, нередко враждовавших между собой государств, с другой - существовала некая рано осознанная общность, проявившаяся в едином, несмотря на диалектические различия, языке, единой религии, общегреческих святилищах и празднествах. Географически к Древней Греции относятся наряду с материковой Грецией, острова Эгейского моря, Крит, Кипр и западное побережье Малой Азии.
Создателем древнейшей цивилизации в районе Эгеиды было догреческое население. Греки проникли на Крит, где цивилизация уже в III тыс. до н. э. достигла высокого развития, только во II тыс. до н. э.
е:
наук.Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относитсяистория.
История – это наука о человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.
Основним соціальним поділом у Римі був поділ на вільних і рабів. Єдність вільних громадян Риму (квіритів) деякий час підтримувалася існуванням їх колективної (державної) власності на землю і рабів, які належали державі. Однак з часом колективна власність на землю ставала дедалі більш фіктивною, суспільний земельний фонд переходив до окремих власників, поки нарешті аграрний закон 111 р. до н. е. не ліквідував його, остаточно утвердивши приватну власність на землю.
Вільні у Римі розпалися на дві соціально-класові групи: заможну верхівку рабовласників (землевласників, торговців) і дрібних виробників (землеробів і ремісників), що становили більшість суспільства. До останніх примикала міська біднота. З огляду на те, що рабство спершу мало патріархальний характер, боротьба між великими рабовласниками і дрібними виробниками, які найчастіше самі обробляли землю і працювали в майстернях, тривалий час становила основний зміст історії Римської республіки. Пізніше на перший план виступає протиріччя між рабами і рабовласниками.
Правове становище особи у Римі характеризувалося трьома статусами — свободи, громадянства, сім'ї. Лише особа, яка мала усі ці статуси, була повністю правоздатною. У публічному праві це означало мати право брати участь у народних зборах і обіймати державні посади. У приватному праві це давало право укладати римський шлюб і брати участь в майнових правовідносинах.