Жилища. В XVII в. увеличилось число каменных зданий. Только при Софье в Москве построили до 3 тыс. каменных палат. Бояре ставили богато украшенные терема, купцы – обширные палаты, зажиточные мастера – добротные дома. В зажиточных домах внут-ренняя часть бревенчатых стен была гладкой благодаря обшивке тонкими досками.
Сельские постройки изменились меньше. Австрийский дипломат Августин Мейерберг в своей книге о Московском государстве XVII в. описал русские деревни и поместья и даже зарисовал их. В селах насчитывалось 15-30 дворов. Встречались деревни и по два-три двора. Крестьянские избы крыли не соломой, как в начале века, а тесом.
Мейерберг запечатлел на рисунке усадьбу сына мелкого боярина. Дом состоял обычно из горницы, стоявшей на подклете – нижнем, полуподвальном этаже. В горницу вели сени. Неподалеку от дома располагались погреб, амбар, баня, конюшня. Усадьба на рисунке обнесена деревянным забором. За ним виднеется село и колокольня. По-видимому, это село принадлежит владельцу усадьбы.
Заглянем теперь внутрь домов.
Приказные палаты, залы патриарших и царских дворцов, отдельных боярских теремов были просторными, а жилые комнаты, как правило, тесными.
В зажиточных домах предмет особой гордости хозяев составляла печь. Она обычно располагалась в углу и могла иметь различную форму: от длинной большой русской печи с лежанкой (кстати, в такой печи можно было выпекать хлеб, этим и объясняется ее вытянутая форма) до обогревательных вертикальных, прямоугольных или круглых, печей, прозванных позже «голландками». Но гордились не столько печью, сколько керамическими разноцветными плитками – изразцами, которыми она была облицована.
Окна богатых домов представляли собой слюдяные пластинки в свинцовых переплетах. Вечером дома освещались свечами. Простолюдины, однако, как и прежде, сидели при лучинах.
Мебель – столы, лавки, большие сундуки, на которых можно было еще и сидеть, делались с большим изяществом, чем в XVI в. Небольшие ларцы, в которых хранили различные вещи, были порой настоящими произведениями декоративного искусства.
В боярских и царских чертогах было множество ковров, привозимых в Россию, как правило, из стран Востока. Украшением комнат служили также часы и зеркала иноземной работы. Царь Михаил Федорович, страдавший болезнью ног и потому проводивший большую часть времени дома, так любил часы, что загромоздил ими всю свою опочивальню.
В старообрядческой Церкви тип нательного креста, возникший на Руси в XVII веке.
Люди с европейским вкусом вешали зеркала и ставили часы со знанием дела. В доме В. В. Голицына, который называли «одним из красивейших домов Европы», зеркала помещались в проемах между окнами, отчего комната казалась больше и светлее. Залы были украшены часами, картинами, портретами русских и иноземных монархов, немецкими географическими картами в золоченых рамах. На потолках была нарисована планетная система. Имелся даже «немецкий термометр» художественной работы. Гостям князь Василий не без гордости показывал свою библиотеку, состоявшую из рукописных и печатных иностранных и отечественных книг. Посетители голицынского дома сидели не на лавках, а в дорогих креслах.
Одежда. Судя по высказываниям современников, обыденная одежда крестьян, посадского люда, купцов не отличалась аккуратностью и красотой, но была не так уж неудобна. Зимой в ней не мерзли, летом – не парились. Особых изменений по сравнению с XVI в. не произошло. Праздничную одежду, даже домотканую, украшали вышивкой. Праздничная одежда посадских жителей была украшена и сшита лучше крестьянской, ведь ее делали профессиональные портные.
Бояре, дворяне, знать, члены царской фамилии в XVII в. стремились к роскоши. Одежда их была разнообразна, и шили ее из дорогих тканей. В описи конфискованного у Шуйских добра нашли длинный перечень одежды: сарафаны, шубы, кафтаны, охабни, епанчи, летники, телогреи без рукавов, иноземное платье.
Иностранцы поражались пышности боярской одежды. Ее украшали орнаментом из жемчуга и золотых или серебряных нитей, нашивками из золоченых пластин, драгоценными камнями. В покрое одежды и обуви были заметны веяния западной моды.
Боярская одежда. XVII в.
Непременной деталью как женского, так и мужского костюма XVII в. являлись ювелирные украшения – перстни, золотые цепи, серьги и подвески и т. д.
Знатный человек и служилые люди носили также оружие, боевое и парадное. Кстати, боевое оружие часто не уступало отделкой парадному.
Царская вотчина. Измайлово было старой вотчиной Романовых. В 40-е гг. XVI в. оно принадлежало брату Филарета – Ивану Никитичу, а после его смерти отошло царской семье. В 60-е гг. XVII в. в Измайлове находился подмосковный дворец царя, там он обычно жил летом, но, кроме того, Измайлово было крупнейшей вотчиной. Из многих дворцовых сел Алексей Михайлович свез сюда крестьян и страдных холопов. Во время жатвы в своим приглашали наемных жнецов – человек 700. Вокруг пашни высились смотровые башни, дабы удобно было надзирать за трудом крестьян. Часто на полевых работах присутствовал и сам царь.
Взаємодія природи й людини почалася з незапам’ятних часів. Саме вона давала притулок та їжу нашим прапрадідам. Завдяки природі людина з’явилася і змогла існувати.
По суті, людина є часткою природи, а тому з дитинства повинна навчитися любити природу, охороняти й захищати від руйнування.
Вплив людини на природу величезний. Саме людина несе відповідальність за все, що відбувається в світі: як добре, так і погане. Людські пороки завдають природі колосальної та непоправної шкоди, що призводить до погіршення умов життя на Землі. Варварська експлуатація природних ресурсів спустошує надра. Нераціональне використання питної води призводить до її нестачі й засух, які виникають все частіше. Через непомірне вирубання лісів вимирають рослини та тварини. Багато видів фауни наші діти зможуть побачити лише на картинках і в музеях природознавства у вигляді опудал.
Правильне, тобто раціональне й дбайливе, ставлення людини до природи має виховуватися з раннього дитинства. Повзе гусениця по доріжці — не топчи її. Ростуть квіти на галявині — не треба їх рвати, щоб викинути через пару десятків кроків. Знайшов на вулиці кошеня чи цуценя — не бий, а погладь і погодуй. Тоді дитина виросте в милосердну та добру людину, яка буде пам’ятати, що її будинок — це не тільки її квартира, а весь світ, що її оточує.
Але, на жаль, людина уявила себе вінцем природи. Тому природа і мстить повенями й засухами, тайфунами та землетрусами. А ми з кожним днем стаємо все жадібніше, намагаючись вичавити з неї все можливе.
Людина не повинна намагатися панувати над природою, вона зобов’язана співпрацювати з нею, прислухатися до неї. Тільки коли ми почнемо поважати природу, піклуватися про неї, людство й природа стануть єдиним цілим.
Действия Гая Гракха я оцениваю положительно. Он оказался очень достойным Народным трибуном, защищал интересы бедняков. Реформы, которые он провел:
1) Земельная (продолжил начатую реформу своего брата Тиберия), по которой римлянам не разрешалось иметь «общественной земли» больше, чем 250 гектаров. Излишки следовало изъять у знати и разделить среди обедневших римских граждан.
2) Наказал убийц своего старшего брата по к Римской республики.
3) Понизил цены на хлеб.
4) Основал новую колонию в Африке, на месте разрушенного Карфагена.
5) Предоставил союзникам в Италии римское гражданство.