Начало XV века ознаменовалось острым политическим противостоянием светского государства и церкви. Церковь, став крупнейшим землевладельцем, и усилив своё экономическое благосостояние, стала претендовать на самостоятельное принятие независимых решений. Светской же власти в лице князей приходилось принимать зачастую компромиссные решения. Также в середине XV века возникла и новая проблема: угроза проникновения католичества (русская церковь пыталась добиться независимости от константинопольского патриарха). Это спровоцировало острые религиозные движения. Появились еретические движения, которые противоречили укоренившимся православным догмам церкви. Церковь, в свою очередь, настаивала на увеличении материальных средств для борьбы с «ересью» и более эффективного выполнения роли проводника христианской веры.
Также требовался отказ власти от любого вмешательства, чтобы в последствии получить сильную богатую и независимую церковь и успешно осуществлять политическое влияние в жизни государства.
Зародилось два основных движения: нестяжательство (отказ от церковных богатств и земель) и иосифлянство (полная поддержка обогащения церкви).
Между ними развернулась борьба, которая продолжалась до середины XVI века. Следуя своим интересам, княжеская власть изначально поддерживала нестяжателей, однако церковь отстояла своё имущество и нестяжатели потерпели поражение.
Княжеская власть, осознав своё относительно слабое положение вскоре сделала выбор в сторону противоположную, приняв предложение главы иосифлян.
Таким образов, развернулась масштабная борьба против нестяжателей и, как итог, пострадали крупнейшие деятели нестяжательства. В XV- XVI вв. Государство нуждалось в поддержке церкви, но, тем не менее, стремилось к ее повиновению. Русская же православная церковь сохранила свои владения и обрела статус патриархии.
Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил бы процессу объединения России и Малороссии.Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.
Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:
при которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.Значение церковного расколаЦерковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.Как итог церковного раскола — прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.