Если размышлять логически, то можно сделать некоторые выводы. Ведь ранее в живописи интерес у художников вызывали сильные личности (боги, цари) и они не разменивались на простых людей. Потом ситуация изменилась, и художники стали изображать и обычных людей, как правило, за работой. Яркими произведениями являются такие работы Тропинина как: «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист». Были и другие художники, которые в своих работах отражали жизнь и быт обычного человека.
Я думаю, что именно это, совершенно новое направление в живописи вызывало большой интерес в среде интеллигенции и не только.
Такое направление как романтизм в художественной культуре начала 19 века, долгое время было одним из ведущих направлений. Оно пришло на смену сентиментализма. Главной отличительной чертой этого направления было противопоставление романтического образа реальной жизни. Именно русский романтизм отличался повышенным интересом к самобытности русского народа, его традициям, к утверждению сильной, раскрепощенной личности.
Я считаю, что появление и весьма быстрое распространение романтизма в отечественной художественной культуре связано с проблемой укрепления национального сознания.
В русской литературе появление романтизма связано с именем В.А. Жуковского, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбеккера, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.
В музыке романтическое направление было представлено творчеством Александра Николаевича Верстовского, автором популярной оперы «Аскольдова могила».
В живописи яркими представителями романтизма стали портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин.
Вообще –то, первая половина 19 века вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной литературы, потому что именно в это время наблюдалась быстрая (стремительная) смена различных художественных стилей и направлений.