Новые силы, выходившие на европейскую арену в процессе “индустриальной революции”,еще не смогли разрушить гегемонию старой элиты, но очевидно, что Европа после бурных событий 1848—1849гг. стала уже не той, какой она была в период расцвета Венской системы. Развитие европейской цивилизации неизбежно рождало новые проблемы, и найти их развязку в рамках прежнего миропорядка становилось все сложнее.
Едва успели затихнуть революционные баталии, в течение двух лет потрясавшие Европу, как произошло очередное резкое обострение восточного вопроса, причем противоречия между европейскими государствами на Ближнем Востоке приобрели на сей раз форму политико-религиозного конфликта.
Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних «просветителей» выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.
дальше не помню