Постройки Древнего Рима украшались скульптурами, их размещали на площадях, в парках, скверах. Говорили, что Рим был заселен статуями. Так их много было в городе, что сенат неоднократно принимал постановление снять часть скульптур: они были лишними и не вписывались в пейзаж улицы, площади, парка и т. д.
Год 1240 стал лишь новой точкой отсчета трагедии древней столицы, а корни ее лежат во временах княжеских распрей и междоусобиц. С падением стольного града Киева ушла в небытие и Киевская Русь с шумным вечами, «с честолюбивыми стремлениями потомков легендарного Рюрика достигнуть» золотокованого стола киевского, с воспетыми в народном эпосе «богатырскими заставами» на рубежах земли Русской, богатырями, с самобытной культурой и архитектурой.Попытки возрождения в той или другой форме Киевского государства как в литовский период, так и в казацкие времена в конечном итоге потерпели неудачу. Причина та же, которая привела к гибели Киевскую Русь — междоусобицы и распри в правящей верхушке, ее нежелание или неумение стать над собственными амбициями во имя высших государственных интересов..
Место для госпиталя святого Иоанна подыскали как нельзя лучше. От границ города его отделял традиционный “полёт камня” – расстояние, равное выстрелу катапульты или камнемёта. Протекавшая некогда в окрестностях города река превращала это место в полуостровок (сегодня река Харьяпеа не существует на карте Таллинна, была уведена в канализацию). Так что изоляция первой таллиннской больницы вполне отвечала требованиям средневековой медицины. Лечение тоже было организовано вполне в духе времени. Эпоха, видевшая в любой хвори прежде всего небесную кару, самым надёжным средством почитала пост и молитву. Поэтому едва ли не самым существенным зданием любой средневековой больницы была церковь. Сегодня от этого лепразория осталась малюсенькая церквушка, но в то время она была мощной и богатой организацией... Средневековый Таллинн существовал в чудовищных антисанитарных условиях. Существуют документы о чуме в годах: 1315, 1464, 1540, 1550, 1515-1520, 1549. Не только чума тревожила средневековых горожан. В 15ом веке волной эпидемия сифилиса, который звался здесь "французкой болезнью". Были закрыты все общественные бани, как источник заражения... В 16ом веке сюда доходили и волны английской потливой болезни. Кто Тюдоров смотрел? Вот-вот, та самая болезнь и здесь морила людей всего за два дня. И, конечно, проказа... Первые источники сообщают о Лепразории Святого Иоанна с 1237го года, но очевидно, что лепразорий существовал там и раньше. Лепразорий закрылся в 1570ом году. Откуда же у больницы были деньги? Правильно! Пожертвования! Жертвуя на госпиталь при жизни или упоминая его в завещании, средневековый бюргер преследовал двоякую цель. С одной стороны – старался обеспечить загробное блаженство. А заодно надеялся “откупить” себя и своих близких от загадочной хвори в мире этом. С не меньшей охотой наш предок приобретал всякого рода амулеты и индульгенции – их “производство” было поставлено при средневековых лечебницах на широкую ногу. Богатство, скопленное за оградой больницы, активно пускалось в оборот. Брать в долг у госпиталя не брезговали ни купцы, ни дворяне. Да и сам таллиннский магистрат частенько оказывался его должником! Наверняка, львиная доля богатств оседала в кошельках попечителей богоугодного заведения. Но и простым обитателям жаловаться не приходилось. Если в городских госпиталях и приютах именно хороший аппетит был основным симптомом выздоравления съесть целую булку отправляли домой – то в Иоанновском дела обстояли напротив: обитателям полагалось ежедневное горячее питание. Выдавались даже карманные деньги. Неудивительно, что вслед за прокажёнными, в лепрозорий тянулись немощные, престарелые, да и просто обнищавшие. Улица, на которой затерялась эта маленькая церквушка.. Она все что осталось от мощной организации... Затерянная церквушка среди небоскребов... Неброское здание церкви, пережившей пожары, войны и сносы, было превращено в склад. Туристские путеводители обходили её стороной, а газетная заметка тридцатилетней давности даже отказала в сакральном статусе, стыдливо называя “домом с петушком на башне”… Сегдня церковь принадлежит армянской апостольской церкви. Тут же находится музей богадельни Святого Иоанна.. Другая богадельня города. Пюхавайму. Сегодня это действущая церковь Святого Духа... Столетиями она была капеллой и церковью-богадельней магистрата. При Пюхавайму был так же и платный отдел, типо сегодняшнего дома престарелых. Последние упоминания о госпитале равняются 1620ому году. Потом здание служило только церковью. На фото здания бывших богаделен (справа) вдоль улицы Святого Духа. Спускаемся вниз... Дом престарелых существовал в этом рыженьком здании. Следующий госпиталь был где-то возле башни Нунне, он не сохранился (1490-1520). А в 1520ом году стали собираться пожертвования на Новый Госпиталь.