В конце I тыс. до н. э. в степях Монголии и Забайкалья плиточные могилы внезапно исчезают и сменяются новыми памятниками — гуннскими. Памятники эти впервые открыл в конце XIX в. в Забайкалье и правильно определил их этническую принадлежность Ю. Д. Талько-Грынцевич. «Не суть ли похороненные в срубах те из тюркских племен, которые в середине III в. до р. х. сплотились в одно могущественное государство Хун-Ну?» — писал он по поводу раскопок в Ильмовой пади и других местах.11Жизнь гуннов выразительно описана их современником Сымацяном. Самой характерной чертой гуннской жизни является, по описанию Сымацяна, скотоводство и притом кочевое, с постоянной переменой места: «Обитая за северными пределами Китая, они переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде... Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются его кожами, прикрываются шерстяным и меховым одеянием».
Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.
Знаменитые дымковские игрушки и гжельскую посуду хорошо знают не только у нас в России, но и за рубежом. Мне стало интересно, какие традиционные, многие уже наверно и забытые центры керамики, есть у нас в России. Достаточно подробно познакомившись с русской керамикой, у меня возникла потребность узнать, как сейчас в современном обществе развивается искусство керамики, какие новые художественные стили появились и в чем их особенность.
2) Культ священных животных (коров, обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий тотемические корни, вошёл и в индуизм. Главных богов индуистского пантеона обязательно сопровождают священные животные. Анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дее и сверхъестественного могущества. Фетишизм - обычай поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов.