Основні напрямки зовнішньої політики Московської держави у 16 столітті можна поділити на наступні:
1) Східний напрямок. Після розпаду могутньої Золотої Орди, на теренах колишніх територій виникають нові ханства, а саме: Астраханське, Казанське та Сибірське. Причини та мотиви виникнення даного напрямку:
- Постійні напади татар;
- Бажання московітів захопити нові багаті землі;
- Перед торговцями відкривалися нові торгівельні шляхи на Сході;
- Слабкість новоутворених ханств.
Основні результати:
- Взяття Казані (1552 рік).
- Захват Астраханського ханства (1554 рік).
- Збагачення Московської держави за рахунок Сибіру (пушина, рибальство) – походи Єрмака.
2) Західний напрямок. Основне бажання отримання виходу до Балтійського моря.
Основні результати:
- Лівонська війна. Царські війська здобули Нарву, Дерпт, Марієнбург.
- Налякані європейські держави зростаючій могутності Московії, вступають у протистояння: Литва, Швеція, Данія. Далі обставини склались не на користь Москви. Царські війська зазнали поразки двічі - під Полоцьком і Оршею. У цей час воєвода князь А. Курбський перейшов на бік ворога. Тоді ж поновилися напади орд кримського хана. Незабаром перемир'я було укладено і між Швецією та Москвою (1583).
Объяснение:
Томас: Все основные идеи «Утопии» так или иначе относится к двум темам: критике современного автору европейского общества и описанию идеального государства на острове Утопия. Это в основном соответствует разделению всего сочинения на две книги.
Эразм:Основные идеи, на которых построена педагогика Эразма:
Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания;
Человека человеком делает разум;
Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность;
Выступал против всякого насилия и войн;
Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя;
Ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание;
Важно физическое развитие.
Франсуа Рабле:Рабле высмеивает многочисленные притязания церкви, невежество и лень монахов, пороки католического духовенства, прежде всего непомерное стремление к наживе, претензии пап на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви. Автор смеётся над средневековой схоластикой, оторванной от реальной жизни, пустословием и лицемерием, пародирует библейские сказания. Рабле, воспевая идеалы свободы и самодостаточности человека, борется со «старым миром» при сатиры и юмора,