"шестая песня" пушкинской поэмы - штурме киева печенегами и снятии осады города русланом с волшебного меча (об этом, кстати, н. м. лобикова ничего не пишет). печенеги с молодым хазарским ханом ратмиром повод говорить о народах юго-восточных степей, о связи киевской руси с тюркскими и племенами юго-востока руси.
хазары и печенеги - участники и многих народов . и их появление в пушкинской поэме - это свидетельство не только хорошего знания поэтом древней , но и уважения к другим , его "всемирной отзывчивости" (достоевский). не случайно д. д. благой увидел в образе хазарского хана ратмира попытку молодого пушкина "проникнуть в дух и существо другой национальности".
несмотря на вражду и войны между хазарами, печенегами и россами, перемежавшиеся, конечно, и мирных дружественных взаимоотношений, пушкин мягкими и теплыми красками рисует образ хазарского хана ратмира, в отличие от двух других его товарищей- завистливого рогдая и трусливого фарлафа. печенеги, которые в поэме осадили киев, описаны сдержанно ("там пал, там ни враг, ни наш не одолел! "), без всякой предвзятости.
крестьянин был в большой зависимости от господина. в средние века часто случались внешние и внутренние воины, которые разоряли крестьян и уничтожали все полученное нелегким трудом. часто приходилось просить защиту у сеньора во время побегов и грабежей. тогда земля переходила феодалу, а крестьянин становился земельно зависимым. но были и те, которые вообще не свободы.
деревня состояла из 20-25 домов. с самого утра на улице стоял детский гомон и кудахтанье кур. крестьянин проживал в небольшом домике с соломенной или камышовой крышей. иногда в доме могла быть печь для выпечки хлеба. дымоходов не было – стены были черные от клубившегося дыма. окна часто вообще отсутствовали в
день в крестьянской семье начинался рано. нужно было успеть многое. ведь крестьянин платил не только налоги, но и за пользование печью, мельницей, виноградным прессом и другими приспособлениями, которых не было у него. некоторые сеньоры могли брать плату натуральными продуктами. все желающие могли получить свободу после внесения большого выкупа. однако земля оставалась в собственности феодала.
один день из жизни крестьянина был намного тяжелее и суровее, чем привычная городская жизнь. даже большой труд не гарантировал высокую урожайность.
еда на столе была однообразна и скудна – овощи, лепешки, каши, похлебки. хлеб часто заканчивался задолго до сбора следующего урожая. крестьянин на всем.
Скорее всего, это реформа