В обстановке глобального экономического кризиса к власти в Германии в 1933 году пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), развернувшая интенсивную подготовку к реваншу за поражение в Первой мировой войне. Прежде всего это касалось ревизии Версальского мирного договора в плане реализации курса Адольфа Гитлера на достижение военного паритета с ведущими мировыми державами[1].
Страны-победительницы в Первой мировой войне (США, Великобритания и Франция) своей политикой невмешательства и «умиротворения тому, что Германия перестала соблюдать ограничения, наложенные на рост её военного потенциала Версальским договором. Из 28 основных видов сырья накануне Второй мировой войны Германия имела только семь собственных. Около 50 % стратегического сырья и материалов она импортировала из США, Великобритании и Франции. Главным поставщиком нефтепродуктов Германии в канун войны были США. При компаний США, Великобритании и Франции в короткий срок в Германии было построено более 300 крупных военных заводов[2][3][4]. Если в 1933 году военные расходы Третьего рейха составляли 4 % от всего бюджета, в 1934 − 18 %, то в 1936 — уже 39 %. А в 1938 году на них приходилось 50 %[1].
16 марта 1935 года Германия в одностороннем порядке отказалась выполнять положения Версальского договора о демилитаризации, опубликовав прокламацию о введении в стране всеобщей воинской повинности и создании вермахта[1].
В июне 1935 года было заключено англо-германское морское соглашение, что явилось двусторонним нарушением Версальского мирного договора. Британское правительство удовлетворило требования Гитлера установить для германского флота «потолок» в 35 % от совокупности морской мощи Британской империи. Берлин также получил право строить подводные лодки в размере до 45 % тоннажа подводного флота Великобритании[1].
24 августа 1936 г. был опубликован закон о продлении срока службы в германской армии с одного до двух лет. К концу 1936 года в Германии насчитывалось 14 армейских корпусов и одна кавалерийская бригада. Регулярная армия достигла численности 700—800 тыс. человек. В 1936 году Германия имела уже не менее 1500 танков. Её промышленность выпускала более 100 танков в месяц. Громадные средства затрачивались и на создание авиации. В 1936 году германский военно-воздушный флот насчитывал 4500 самолётов. По всей Германии была развёрнута широкая сеть аэродромов, число которых превысило 400. В 1939 году сухопутные войска Третьего рейха насчитывали 2,6 млн человек, ВВС — 400 тыс., ВМФ — 50 тыс. человек[1].
При Александре Первом Россия была по площади самой большой страной мира. По популяции она также была одной из самых крупных стран своего времени. Кроме Китая никто даже не мог с ней тягаться в этом счете.
Но Александр продолжал завоевывать и присоединять территории, стараясь делать это мирным путем. Это приводило к ассимиляции этих народов, и они присоединялись к России, сохраняя свою культуру и традиции. Александр следил, чтобы эта культура не терялась, потому что он верил, что она имеет свою ценность.
При проведении всей внутренней политики Александр учитывал неоднородность национальностей в стране. Власть старалась учесть все эти народности и их традиции и ассимилировать их, не портя с ними отношений.
Возьмем пример с Польши и рассмотрим, как царь вел дела там. В Польше был отдельный сейм, который работал почти независимо от правительства России. Но Сейм Польши подчинялся Императору.
В Польше была отдельная Конституция, которой присягал Император и обязался следовать правилам, означенным в ней. Таким образом он имел не вполне такую власть в Польше, как в остальной России. Кроме того, на всех ключевых должностях в Польше назначались только поляки. Примерно так же работала власть и в других подконтрольных России территориях.