Василий II Васильевич (10.03.1415—27.03.1462), по прозвищу Темный, вел. князь Московский. После смерти отца (1425) вместе с матерью Софьей был по духовной грамоте отдан на попечение деда Витовта Литовского, потому что Василий I опасался соперников, прежде всего дяди, нового вел. кн. Юрия Дмитриевича Галицкого. Но вражда в княжеской семье не улеглась.
В 1431, по смерти Витовта, пользуясь благоприятными условиями, Юрий опять предъявил свои притязания на великокняжение. Василий II скрылся в Костроме, был там схвачен, но пощажен Юрием, усевшимся в Москве на великокняжении; Василий получил в удел Коломну. Чувствуя шаткость своего положения, Юрий возвратил вскоре престол племяннику, а сам удалился в Галич, который был вскоре сожжен мстительным Василием.
Усобицы не ослабевали. Юрий снова захватил Московский стол и вскоре скончался. Борьбу продолжили его сыновья. Василий II заключил мирный договор с Дмитрием Шемякой и позволил ему свободно, но безвыездно и под надзором жить в Коломне. Улу-Махмет постоянно беспокоил московские области, а в 1445 татарам удалось не только нанести серьезное поражение русским на берегу р. Каменки около Суздаля, но и захватить в плен вел. князя. Василий был освобожден из плена только за огромный выкуп, что вызвало недовольство москвичей.
Василий II поехал с небольшим числом приближенных в Троице-Сергиеву лавру возблагодарить Бога за избавление от плена и поклониться мощам прп. Сергия Радонежского. Здесь он был схвачен соучастниками Шемяки, привезен в Москву и ослеплен, великокняжеский престол захватил Дмитрий.
Убеждаемый Рязанским еп. Ионой, он освободил Василия II, поклявшегося не искать великокняжеского стола, и отпустил его в дарованную отчину — Вологду (1447).
Но Василий не сдержал слова, и в том же году его приверженцы, которые только ждали освобождения князя, возвели Василия вновь на Московский стол. Шемяка бежал в Галич и вынужден был дать «проклятыя грамоты» , по которым отказывался от претензий на великое княжение и клялся не питать к вел. князю, его семейству и всем близким никакого зла. Но Шемяка не унимался.
Василий отверг провозглашенную в 1439 Флорентийским собором унию между католической и Православной Церквами, низложил Московского митр. Исидора, подписавшего эту унию. По его указанию в 1448 Собор епископов избрал на митрополичий престол Иону без последующего утверждения Константинопольским Патриархом. Тем самым Василий подчеркнул независимость Московской митрополии и свое несогласие с политикой, проводимой Константинопольским патриархатом, поддержавшим решения Флорентийского Собора. Он отверг вмешательство Римского
Это фигуры расцвета и заката средневекового папства. Иннокентий III был очень мощной фигурой : инициировал ряд крестовых походов (4-й, альбигойский, прусский) и создание рыцарских орденов (Тевтонский, Меченосцев) . Созвал Латеранский IV Вселенский Собор. Низложил английского короля Иоанна Безземельного, подчинил себе царя Болгарии, королей Арагона и Португалии, Сицилийское королевство. Добился расширения Папской области до наибольшего объёма. Бонифаций VIII, напротив, стал последним из пап XIII в. , пытавшийся подчинить светскую власть церковной. Вместо раздробленной Западной Европы ему пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами. Духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе. В ответ на папскую буллу «Unam Sanctam» король Филипп IV созвал Генеральные штаты, которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора. Приближённый короля Гийом Ногаре арестовал и избил папу, в результате чего тот и скончался от нервного потрясения. Поражение Бонифация VIII в борьбе со светской властью означало крах политических амбиций папства.
Сами кочевники не создали мировых религий, зато чрезвычайно активно распространению христианства, буддизма и, особенно, ислама. Ислам ("предание себя Богу","покорность") - вторая, по распространенности в нашей стране, мировая религия. Самая "молодая" из них. Создание ее относится к 7-му веку, к деятельности Мухаммеда (ок. 570-632 гг.) , первоначально - караванного торговца из рода хашим племенной группы курайш, родом из Мекки, затем - основателя новой религии и первой мусульманской общины. Ислам зародился на территории Аравийского полуострова в начале 7 века. В те времена большая часть арабов исповедовала язычество, поклонялась разнообразным божествам, камням, деревьям и т. д. Некоторые арабы приняли христианство, другие - иудаизм, а иные (в основном Бахрейне и Йемене) находились под влиянием зороастризма. Появились люди (ханифы) , отрицавшие многобожие и поклонение идолам, но не причислявшие себя ни к иудеям, ни к христианам. На Аравийском полуострове в те времена были два государственных образования: княжество Гассанидов, вассалов Византии и княжество Лахмидов - союзников сасанидского Ирана. В 570 году в Мекке в роду Хашим племени Курайш родился Мухаммед. Когда ему исполнилось 6 лет, он, оставшись круглым сиротой, стал жить сначала в доме своего деда, после смерти которого мальчика приютил дядя. Когда Мухаммед вырос, он стал заниматься торговлей. Мухаммед был знаком с учением ханифов (а также с основами иудаизма и христианства) . Любивший одиночество, склонный к благочестивым размышлениям, к поэзии, он часто удалялся в соседние с Меккой горы. Когда Мухаммеду было около 40 лет, во время одного из периода уединения ему стали являться видения, а затем речения извне, позднее записанные с его слов (сам он в то время был неграмотным) и составившие священную книгу мусульман - Коран. Первоначально он испугался происходящего с ним, но затем уверовал, что избран посланником, пророком, дабы нести людям слово Бога. Его страстная проповедь была встречена в Мекке насмешками. Мекканская верхушка начала преследовать Мухаммеда и его немногочисленных, в то время, сторонников. Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. В 620 г. он вступил в тайное соглашение с жителями города Йасриба - крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Меккансие мусульмане стали переселяться туда. В сентябре 622 г. в Йасриб прибыл Мухаммед. С первого месяца этого года мусульмане стали впоследствии отсчитывать годы новой эры по хиджре ("переселению") Мухаммеда из Мекки в Йасриб. Город же стал называться "Мадинат-ун-наби" ("город Пророка"), или просто - Медина. Тем временем мусульманская община быстро росла. Ислам находил сторонников среди торговцев-кочевников различных племен. (Мусульмане не признавали племменных, сословных и т. п. различий) В 630 г. Мухаммед во главе большого войска вошел в Мекку и совершил поклонение Каабе ( Кааба - древний храм, построенный на месте падения метеорита; по представлениям мусульман, он был дарован Аллахом Адаму; первоначально белый, он почернел от людских грехов) . Храм был очищен от идолов - наступила эпоха стремительного распространения ислама, сначала в Аравии, а затем и в остальном мире. Уже в 7-м веке возникло мощное централизованное исламское госсударство - калифат, во главе с Калифами ("первыми"), духовными и светскими лидерами, ведущими свою родословную от Мухаммеда.
В 1431, по смерти Витовта, пользуясь благоприятными условиями, Юрий опять предъявил свои притязания на великокняжение.
Василий II скрылся в Костроме, был там схвачен, но пощажен Юрием, усевшимся в Москве на великокняжении; Василий получил в удел Коломну. Чувствуя шаткость своего положения, Юрий возвратил вскоре престол племяннику, а сам удалился в Галич, который был вскоре сожжен мстительным Василием.
Усобицы не ослабевали. Юрий снова захватил Московский стол и вскоре скончался. Борьбу продолжили его сыновья. Василий II заключил мирный договор с Дмитрием Шемякой и позволил ему свободно, но безвыездно и под надзором жить в Коломне. Улу-Махмет постоянно беспокоил московские области, а в 1445 татарам удалось не только нанести серьезное поражение русским на берегу р. Каменки около Суздаля, но и захватить в плен вел. князя. Василий был освобожден из плена только за огромный выкуп, что вызвало недовольство москвичей.
Василий II поехал с небольшим числом приближенных в Троице-Сергиеву лавру возблагодарить Бога за избавление от плена и поклониться мощам прп. Сергия Радонежского. Здесь он был схвачен соучастниками Шемяки, привезен в Москву и ослеплен, великокняжеский престол захватил Дмитрий.
Убеждаемый Рязанским еп. Ионой, он освободил Василия II, поклявшегося не искать великокняжеского стола, и отпустил его в дарованную отчину — Вологду (1447).
Но Василий не сдержал слова, и в том же году его приверженцы, которые только ждали освобождения князя, возвели Василия вновь на Московский стол. Шемяка бежал в Галич и вынужден был дать «проклятыя грамоты» , по которым отказывался от претензий на великое княжение и клялся не питать к вел. князю, его семейству и всем близким никакого зла. Но Шемяка не унимался.
Василий отверг провозглашенную в 1439 Флорентийским собором унию между католической и Православной Церквами, низложил Московского митр. Исидора, подписавшего эту унию. По его указанию в 1448 Собор епископов избрал на митрополичий престол Иону без последующего утверждения Константинопольским Патриархом. Тем самым Василий подчеркнул независимость Московской митрополии и свое несогласие с политикой, проводимой Константинопольским патриархатом, поддержавшим решения Флорентийского Собора. Он отверг вмешательство Римского