Історія пов'язує козаків з державою Сефевідів через воєнні конфлікти, що відбувалися в 17 столітті. У той час Сефевідський шах Аббас ІІ переслідував мету розширення своєї території і був у пошуку союзників для цього. Козаки, на чолі з гетьманом Богданом Хмельницьким, теж перебували в складному геополітичному становищі та шукали захисту і підтримки. У такій ситуації вони уклали союз зі своїми тодішніми ворогами - Османською імперією - та з Сефевідською державою.
Спочатку козаки відправили Даниила Апостола з дипломатичними місіями до Сефевідів, і пізніше козацькі загони до перебрати важке обладнання через Кримську землю до Персії. Згодом Богдан Хмельницький відіслав до Персії Айдара, який став найближчим порадником Аббаса ІІ. Айдар допоміг відстояти перські кордони від нападу турків та росіян та забезпечив козакам землі для життя на півночі Каспійського моря.
Між козаками та Сефевідською державою були укладені договори, що передбачали взаємну до та торгівлю. Також було встановлено дипломатичні відносини - козаки послали до Тебризу своїх послів, а Сефевідський шах відповів аналогічно. Співпраця між козаками та Сефевідською державою залишалася досить стійкою та тривала ще деякий час після загибелі Хмельницького.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (новые социальные) ДВИЖЕНИЯ—совокупность демократических движений, борющихся за мир, защиту окружающей среды, новый образ жизни, равноправие полов, совершенствование системы образования и т. д. Возникли в развитых капиталистических странах в начале 70-х гг. Опасность экологического кризиса, угроза термоядерной войны, засилье бюрократии, не традиционных политический партий решить новые социальные проблемы — все это вызвало к жизни многочисленные А. д. с новой идеологической направленностью и новыми методами деятельности, которые продолжили во многом дело «новых левых». На развитие идеологии А. д. оказали влияние концепции «нулевого роста» Римского клуба, теория «нового человека» и «нового общества» Фромма, мелкомасштабного производства и «мягкой технологии» Э. Шумахера, «экологического материализма» К. Эмери и др. Теоретическим ядром идеологии А. д. служит экологическая философия. Суть ее выражается в тезисе, что ресурсы планеты ограниченны, производительные силы не могут развиваться прежними темпами, поэтому необходимы отказ от экспансионизма и создание альтернативной техники и технологии, формирование альтернативной культуры, основанной на новом образе жизни. Последний характеризуется такими качествами, как альтруизм, сострадание, милосердие, солидарность. Альтернативисты отказываются от прежних буржуазных ценностей (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм), создают коммуны и общины, трудовые кооперативы, выступают за гармонизацию отношений между природой и обществом, стремятся к полному самовыражению личности, усилению влияния индивида на различные сферы общества, автономизации личной жизни, открытости людей и общества к новым идеям и духовным исканиям, взаимной терпимости и дружбе. Выступают против безудержного индустриализма и урбанизма, а в области философии — против вульгарного прогрессизма, технологического детерминизма и технократии. В А. д., с точки зрения политической ориентации, выделяются три основные направления: «экосоциализм» (О. Флехтхайм), «зеленый парламентский реформизм» (Э. Шумахер) и «зеленый фундаментализм» (Р. Баро). Представители первого направления стремятся к синтезу марксизма и экологизма, ставят проблемы защиты окружающей среды в центр современного мышления, отстаивают экологические принципы научно-технического, индустриального и демографического развития. «Экосоциалисты» считают, что на базе капиталистического производства гармония между человеком и природой принципиально невозможна, что общественное разделение труда и рыночная экономика во мн. случаях ведут к отчуждению, техника превращается в самостоятельную и плохо управляемую силу укреплению авторитарных форм господства. «Экореформисты» выступают за «нефункциональное» понимание демократии, новую систему «демократической конкуренции», расширение сферы ответственности граждан по отношению к «самоосознанному воспроизводству жизни», «возвращение к человеку как мере всех вещей», за децентрализацию об-ва, региональную автономию, развитие плюрализма и оригинальности в каждом индивиде и об-ве в целом. «Фундаменталисты» критикуют технократические и сциентистские догмы, считая, что необходимо разрушить прежнюю индустриальную систему и создать новую, подчиненную законам развития природы как экосистемы. Особое место в рамках экологической философии занимает синергизм (Синергетика) — учение, объединяющее в единое целое социальную экологию, экологию, теорию экосистем и др. Важным направлением философского синергизма является «новый спиритуализм» — течение, провозглашающее идеи духовного единства, гармонии, природного порядка, целостности и др. А. д. удалось объединиться в ряде стран в политические партии и добиться успехов на выборах. А. д. объективно являются одной из движущих сил борьбы за мир и социальный прогресс, решение глобальных проблем современной цивилизации.