Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901—1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала. Для работы с «Законами» необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи — так называемом Старовавилонском периоде (кон. XX — нач. XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское «царство Шумера и Аккада» обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне — аккадской) династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I1, Вавилонское царство2, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту3 (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750)4 — незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем — Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы «Шумера и Аккада», некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами5. «Законы» были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи6, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка7. «Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права8 и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны9 (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже. Язык «Законов» — классический вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме. Для удобства читателя большинство добавлений, с уверенностью восстанавливаемых по смыслу, прямо включено в текст. Перевод Якобсона В.А. (Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. М.1980. С.152-177) в частичной обработке Немировского А.А. Комментарий Немировского А.А.
1)Лютеранская евангелическая церковь уже своим названием подчёркивает, что она руководствуется евангелием и не принимает ничего, что не находит себе ясного подтверждения в евангельских и апостольских писаниях.2) Церковь определяется как собрание всех верующих, в котором евангелие правильно проповедуется, а таинства правильно отправляются.3) Лютеранская церковь считается «видимой» и «невидимой».4) Она «видима», поскольку существует везде, где таинства правильно отправляются и евангелие правильно проповедуется, она «невидима», поскольку вера в сердцах людей невидима и известна только богу.5) В современном лютеранстве в этом вопросе имеются расхождения: одни лютеране подчёркивают её «видимый», а другие — «невидимый» характер.А насчёт кальвинисткой простите!
В городе работают 6 дошкольных общеобразовательных учреждений, 8 общеобразовательных школ, центр реабилитации детей и подростков на базе школы – интерната, 3 учреждения дополнительного образования (Дом детского творчества, станция юных техников, детский юношеский клуб физической подготовки), группы вечернего заочного обучения при средней общеобразовательной школе №6, городской центр социально – психологической детям и подросткам, музыкальная и художественная школы.
Уровень образования в городе достаточно велик, 38% педагогов имеет высшую и первую квалификационную категории, многие награждены значком«Отличник народного образования» и«Почетный работник общего образования».
Более 45% выпускников школ поступают ежегодно в высшие учебные заведения.
На территории города расположены сельскохозяйственный и технологический техникумы, профессиональный лицей, 3 филиала Московских ВУЗов и филиал Радиоуниверситета.
В городе располагается Сасовская централизованная библиотечная система, включающая в себя 5 городских библиотек.
Широко известен краеведческий музей г. Сасово, который ведет большую экскурсионную деятельность. Сведенья о нем имеются во Всероссийском реестре музеев, а интернетный сайт «Туризм» сообщает о достопримечательностях города Сасово – Темгеневском городище, доме Постникова, Казанской церкви.
История самого молодого учреждения – музея русской песни имени А.П. Аверкина ведется с 2000 года. Уникальные экспонаты – личные вещи А.П. Аверкина, артисток Л. Зыкиной, А. Стрельченко, А. Литвиненко, В. Толкуновой, редкие музыкальные инструменты привлекают внимание гостей города.
Уроженцами города являются русский философ – космист Н.Ф. Федоров, актер и режиссер А.П. Ленский, заслуженные деятели науки и техники И.И. Меркулов, И.П. Полканов, К.В. Воробьев, К.В. Островитянов, И.И. Горбунов, Н.И. Ходукин, писатели Н.В. Богданов, Ю.М. Корольков.
Н.Ф. Макаров (1914-1988 гг.)Имя Николая Федоровича Макарова, уроженца с. Сасово, создателя всемирно известного пистолета ПМ, авиационной пушки АМ-23 и других образцов вооружения навсегда вошло в историю российской оборонной техники и промышленности. Первый разработанный Николаем Федоровичем образец стрелкового оружия — 9-мм пистолет, над которым он работал более пяти лет, в условиях жесткой конкуренции со стороны авторов других проектов успешно испытания и был принят на вооружение Советской Армии в 1951 году. До сих пор, уже более полувека, он является личным оружием армейских офицеров, сотрудников органов МВД и других силовых структур нашей страны. Массовое производство пистолетов Макарова было налажено не только в СССР, но и по соответствующим лицензиям за рубежом. Количество «вышедших в свет» пистолетов Макарова исчисляется миллионами. Долгое время «ПМ» не имел аналогов в своем классе по массе и габаритам, простоте конструкции, оригинальности ударно-спускового механизма и технологичности изготовления.
В сфере здравоохранения города работают муниципальное лечебно профилактическое учреждение «Сасовская центральная районная больница», в составе которой имеется поликлиника, детская поликлиника, стационар, инфекционный корпус, корпус неврологического отделения, корпус наркологического отделения, отделение переливания крови, геронтологическое отделение, отделение скорой физиотерапевтическое отделение, клинико-диагностическая лаборатория; медико-санитарная часть при Сасовском летном училище гражданской авиации, ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных; Рязанский областной Фонд обязательного медицинского страхования; Сасовский филиал Рязанской страховой компании«Прио-медстрах»;индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию (зуболечение и зубопротезирование, диагностика, лечебный массаж).