Вся жизнь православного человека в 17 веке была связана с церковью. При рождении его крестили в церкви; молодожёнов — венчали в церкви; умершего — отпевали в церкви.Духовный мир крестьянина был тесно связан с природой и опирался на опыт поколений. Крестьяне в решении многих вопросов действовали по обычаю: как прадеды и деды жили и поступали.Традиционность в крестьянской культуре прослеживалась в народном творчестве и фольклоре. Зимой молодёжь собиралась «на посиделки» в какой-нибудь просторной избе. Там рассказывались сказки и легенды, пелись старинные песни. Летом — водили хороводы, устраивали игры с песнями и речитативами.
Повседневная жизнь крестьян в 17 веке
Не секрет, что большая часть населения России в 17 веке и всегда было крестьянство. Это движущая сила экономики, политики, социальной и культурной жизни государства во все времена.
Крестьянство обеспечило богатство дворян, и всю остальную страну.
Жизнь крестьянства в 17 веке состояла из того, что они зарабатывали на пропитание работой на земле и отдавали весомую часть своего урожая в качестве оброка для барина.
В России в 17 веке не было свободных крестьян, были только крепостные, то есть по выше изложенному алгоритму.
Крестьяне большую часть дня были заняты тяжелой и низкооплачиваемой работой на земле, которая принадлежала помещику.
Семья крестьян была обширной, состояла из множества членов до 10 человек. Даже дети работали на земле.
Крестьяне жили в избе с соломенной крышей и небольшим огороженным двором. Во дворе было несколько построек для скота и хранения зерна. Тепло и место приготовления пищи обеспечивалось печью, которую топили по-черному. В избе были и окна, и в 17 веке уже были стекла, но не везде. Где-то вместо окон до сих были рыбьи пузыри. Светом в крестьянских избах была лучина.
Одежда и питание крестьян были очень простыми. Одежда практически всегда была из домотканого полотна, а рацион питания состоял из зерна, злаковых, кваса, морса, хлеба, и овощей, а также зимних солений.
Захват власти большевиками знаменовал собой начало нового этапа в социально-экономическом развитии России.
Важнейшим программным требованием российской социал-демократии становится построение в стране плановой системы хозяйствования. Большевики связывали переход к планово-распределительной системе с национализацией ключевых сфер производства, принудительным объединением промышленных предприятий, привлечением рабочих к управлению. Большинство мер по экспроприации частной собственности в этот период диктовалось не только необходимостью укрепления власти большевиков, но и желанием реализовать на практике социалистический идеал. Именно в силу доктринальных причин большевики стали проводить политику, противоречащую интересам и желаниям подавляющего большинства населения России. В первые месяцы Ленина интересовали не столько вопросы стабилизации экономики, повышения её эффективности, сколько необходимость ликвидации не поддающихся государственному контролю имущих классов. Поэтому вопреки сопротивлению наркомата финансов он настаивал на ускоренном решении вопроса о ликвидации старых бумажных денег. Нетерпение и желание ускорить ход истории сыграли важную роль в складывании в 1918–1920 гг. основных черт «военного коммунизма».
В отсутствие конкретного плана социально-экономических преобразований Ленин предложил начать преобразования «сразу и снизу, и сверху». Натолкнувшись на растущее сопротивление предпринимателей, принимавшее форму саботажа, локаутов, закрытия предприятий, рабочие коллективы стихийно пошли по самому короткому пути – захвату предприятий.
К весне 1918 г. было национализировано свыше 800 предприятий.
Первоначально в планы Ленина входила лишь национализация финансовых учреждений и объединение в синдикаты промышленных и торговых предприятий. Декретом от 14 ноября 1917 г. «О рабочем контроле» на частных предприятиях вводился режим контроля за деятельностью их владельцев, отменялась коммерческая тайна. Предполагалось, что рабочий контроль быстро укрепит государственное регулирование народного хозяйства. Практика довольно быстро показала, что новый коллективный хозяин предприятий в лице фабзавкомов склонен рассматривать национализированные предприятия как свою собственность. 2 декабря 1917 г. решением ВЦИК был создан Высший Совет Народного хозяйства. ВСНХ замышлялся как единый центр руководства экономикой страны заменить собой функции рынка и денег.
Чтобы подготовить переход от рабочего контроля к непосредственному управлению народным хозяйством, ВСНХ получил большие полномочия по конфискации и принудительному объединению частных предприятий. В его ведение попадали все отрасли экономики – от финансов до сельского хозяйства. В большинстве регионов страны создаются местные органы управления экономикой – советы народного хозяйства (совнархозы), чьи решения становились обязательными для местных Советов. По мере национализации промышленных предприятий при отделах ВСНХ появляются новые органы – главки, которые «по вертикали» осуществляли отраслевое управление.