1. В связи с нарушением престолонаследия власть императоров ослабевала, в то время, как дворяне укрепляли свою фактическую власть и могли требовать расширения прав.
2. "Манифест о вольности дворянской" ликвидировал обязанность дворян служить, закрепленную Петром I (и существовавшую ранее в виде феодальных обязанностей поместного дворянства). В результате этого манифеста дворянское служение стало добровольным, стало возможно от него отказаться и сохранить при этом все сословные привилении. Дворянство крайне тяготилось введённой Петром I обязательной службой с нижних чинов и стремилось освободиться от неё.
3. Закрепощение крестьян на протяжении XVIII века шло очень быстро. Помещики постепенно наделялись властью над крепостными, сравнимой с властью императора над свободными людьми. Они получили право суда над крепостными и ссылки их по своей воле, платили подушную подать помещику, а не государственным сборщикам податей, не присягали на подданство императору - помещик делал это за них, а они находились в подданстве у помещика. Одним из последующих указов крестьяне лишились права покупать и продавать.
4. Рост мануфактурного производства в России ограничивался тем, что остановилась урбанизация, рост свободного городского населения - рабочей силы для мануфактур. Закрепощение крестьян оставило для них всего один путь выбиться в городские обыватели - рекрутскую службу в армии.
За рамками исследования зачастую остается тот факт, что англичане не смогли бы действовать на индийской земле столь эффективно, если бы они не нашли значительное число «лояльных туземцев» – тех, кто верой и правдой служил им завоевывать Индию и управлять ею. Речь в данном случае идет не о тех, кто просто служил «ангрезам» ради заработка, а о довольно многочисленных представителях некоторых социальных групп, которые вполне сознательно поддержали англичан и стали, до определенного времени, опорой их владычества в Индии.
Для большинства князей и крупных феодалов лояльность новым правителям была вынужденной, навязанной если не прямой силой, то угрозой потери власти. О том, насколько искренней была эта лояльность со стороны даже тех, кто подписал субсидиарные договоры, можно судить по восстанию 1857-1859 гг. Опорой британской власти в Индии стали представители двух социальных слоев: «людей пера» (чиновничества и «интеллигенции» – главным образом из среды брахманов и каястхов) и купечества.
6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:
1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением .
2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
3. Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
4. Все плохие обычаи будут упразднены.
5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены.
Реформы императора Муцухито.
Аграрная реформа
Административная реформа
Военная реформа
Судебная реформа
Реформа образования
Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы» , которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси» . Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи» . В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.
Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т. е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций.