Западно-тю́ркский кагана́т — раннесредневековое государство, расположенное от Азовского моря и Дона до восточных отрогов Тянь-Шаня и северо-восточной Индии. Ядром государства был район Джунгарии, населённый племенами дулу, и Западный Тянь-Шань с племенами нушиби. Управлялся каганами из династии Ашина.
В 657 году каганат был захвачен китайской империей Тан. Китайская империя разделила каганат на 2 части.
В 704 году власть в каганате захватили тюргеши. С этого момента каганат перестал существовать.
В конце VI века (603 год) от Тюркского каганата отделилась его восточная часть. С тех пор независимо друг от друга стали существовать Западный и Восточный каганаты.
В западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племён» (он ок будун), занимавшие древние усунские земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племён дулу, а к западу от неё — пять племён нушиби.
Після смерті Лева володарем став його єдиний син Юрій І, котрий, як і його дід, мав титул короля Русі. Вольовий, енергійний і талановитий політик, він зробив чимало Для зміцнення держави. Найбільшим його успіхом стало відновлення єдності королівства: Юрій зосередив у своїх руках владу над Волинським і Галицьким князівствами, а столицю переніс із Холма до Володимира.
Домігся утворення окремої Галицької митрополії (1303). Скориставшись послабленням Золотої Орди, він поновив владу над Пониззям, встановив дружні відносини з Польщею й Тевтонським орденом. За його правління переживала піднесення економіка держави. Його печатка зображує короля «величним старцем, з довгою бородою, котрий сидить на троні, в короні, із скіпетром у руках».
Юрій II Болеслав Тройденович(близько 1306- 1340 р.)- галицько-волинський князь (1325-1340 pp.). Син мазовецького князя Тройдена II і Марії, дочки Юрія І Львовича. Будучи католиком, прийняв православну віру й ім'я Юрій. Намагаючись протистояти експансії Польщі та Угорщини, підтримував союзні відносини з Тевтонським орденом і Литвою. Робив спробу повернути Люблінщину, яку 1303 р. захопила Польща. Прагнучи зміцнити князівську владу, вів боротьбу проти бояр, у якій спирався на міщан. Юрій II підтримував розселення німецьких колоністів, задумав запровадити католицтво. Ці заходи Юрія II Болеслава підривали значення місцевої аристократії. Період правління Юрія II став поступовим занепадом Галицько-Волинського князівства (Галицько-Волинська держава): посилився ординський вплив, безуспішною була боротьба з Польщею за Люблінську землю, міста дедалі більше контролювалися іноземними купцями та ремісниками, національна знать відійшла від адміністративної влади, місцеве населення поверталося до католицизму. У 1340 р. бояри організували проти Юрія II Болеслава змову й отруїли його у Володимирі
Чем важен для нас, сегодняшних, XVI век, начавшийся с царствования Ивана III? Дело в том, что именно тогда в России под влиянием целого ряда факторов сложилась та модель социально-экономических отношений, которая в целом (хотя и со значительными изменениями) дожила аж до 1917 года. Тогда же в экономике стали наблюдаться характерные черты, определившие и во многом определяющие и поныне наше место в международном разделении труда.Формирование Русского централизованного государства положительно сказалось на развитии страны. За сто лет (1500 – 1600) территория страны увеличилась в два раза – до 4 млн кв. км. Почти в два раза увеличилось и население – до 11 с лишним млн человек.Всё население, за исключением духовенства, делится на людей служилых и людей тяглых. Правда, существует еще определённая группа «гулящих людей», т.е. тех, кто и не служит и не хочет платить подати, а поэтому не задерживается долго на одном месте. Численность этой группы определить трудно, она меняется в зависимости от изменений социальной и экономической обстановки и измеряется десятками тысяч человек. В Смутное время гулящий люд сыграет свою негативную роль.Численность духовенства оценочно можно определить в 150 тысяч человек (вместе с семьями), что составляет от одного до полутора процентов населения.Служилые люди вместе с семьями насчитывают примерно 450 – 550 тысяч человек, т.е. 4 – 5 % жителей страны. В эту категорию входят как те, кто «служит по отечеству» (т.е. благородное сословие), так и «служилые люди по прибору» (стрельцы, пограничники, таможенники, городовые казаки, пушкари, военные ремесленники и пр.). Численность тех и других примерно равна. Большинство людей «по прибору», кроме службы, имеют и другое занятие: ремесло, торговля, хлебопашество.«Тяглецы» составляют подавляющее большинство московских граждан: их примерно 94 – 95 %. Это – посадские (торгово-ремесленный городской люд) и крестьяне.XVI век – время бурного развития городов, количество которых возрастает только за первые полвека с 96 до 160. Но крупных из них немного. В первую очередь Москва, где уже к 1530 году численность населения достигла 100 тысяч человек. Столица сильно пострадала от набега Девлет-Гирея в 1571 году. Обычно считается, что легче всего живётся черносошным крестьянам, затем дворцовым, потом монастырским, хуже боярским, ещё хуже дворянским – чем меньше вотчина или поместье, тем выше степень эксплуатации крестьян.Крепостной крестьянин «прикреплён» не к личности владельца, а к самой земле. Его зависимость, как правило, возникает вследствие задолженности хозяину земли. Государство рассматривает крепостного крестьянина как гражданина с ограниченными правами и весьма неоднозначно относится к крепостной зависимости вообще; порой оно склонно к её ограничению, но на власть оказывается постоянное давление со стороны дворян-помещиков и, в конечном счёте, она идёт им навстречу, постепенно лишая крестьян права уйти от своего хозяина. Но не в XVI веке.Существует ещё категория зависимых людей, близких по своему положению к рабам. Это – холопы. Холопами становятся либо вследствие самопродажи или продажи сына отцом, либо по причине долговой зависимости, когда проценты по займу погашаются работой или службой. Иногда в холопы идут добровольно на какой-то оговорённый срок. Власть устанавливает, что, независимо от источника холопства, оно заканчивается со смертью хозяина и, в принципе, относится к этому явлению отрицательно. Дело в том, что холопы исключаются из числа налогоплательщиков и служилых людей, поэтому среди них оказываются и дворяне.Живут люди, относящиеся к этой социальной группе, по-разному. Те, кого посадили на землю, могут жить плохо; те, кого оставили на дворе хозяина, часто чувствуют себя хорошо. Кое-кто из последних исполняет обязанности управителей, сопровождает владельца в походах. Эти могут даже получить поместье от крупного вотчинника.