с точки зрения правовой раб не считался личностью. он не имел семьи; семейные отношения рабов и рабынь не считались браком; дети рабыни рассматривались как приплод, принадлежавший ее хозяину. рабы находились в полной власти своего хозяина. рабовладелец мог заставить раба заниматься тем или иным
ремеслом, мог его продать или убить.
лишь позднее право рабовладельца убивать раба было ограничено законом. в аттике, например, запрещалось убивать раба. но ареопаг, обычно судивший уголовные преступления, как уже указывалось, не ведал делами об убийстве рабов, и убийца раба
присуждался лишь к временному изгнанию: он мог вернуться обратно, принеся искупительную жертву и выплатив пострадавшему рабовладельцу «цену крови».
когда произвол хозяина становился невыносимым, раб мог воспользоваться «правом убежища». таким убежищем, например, был в афинах так
называемый тесейон (храм гефеста) и святилище евменид. пока раб находился в убежище, он считался неприкосновенным. по аттическому закону раб, прибегнувший к покровительству божества, уже не возвращался прежнему хозяину, а перепродавался в другие руки.
раб не мог вести самостоятельно
никаких дел, и в случае, если суду нужны были его показания, они давались под пыткой, так как раб, по воззрениям греков, не мог, подобно свободному человеку, давать присягу; доверять же просто показаниям раба не считалось возможным. для раба налагаемый судом штраф заменялся бичеванием, причем один
удар плетью приравнивался к драхме. если раб действовал с ведома господина, он подвергался пятидесяти ударам плетью, если без ведома — ста. раб, замешанный в убийстве, подвергался смертной казни.
побои и истязания рабов были обычным явлением. по требованию господина раба заковывали в
кандалы, заключали в низкие и узкие темницы, так что он не мог ни выпрямиться, ни лечь, ни сесть; рабов вытягивали на блоках различных форм, лишали пищи, отправляли на тяжелые работы (на мельницу или в рудники); у беглых рабов на лбу выжигали клейма.
в афинах рабы находились в
относительно лучшем положении, чем в других греческих государствах. опасения того, что поставленные в невыносимые условия рабы легко могут восстать, к вмешательству государства во взаимоотношения рабов и рабовладельцев и запрещению самочинных расправ с рабами.
такое положение
афинских рабов возмущало противников демократии. « велика в афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится», — жаловался автор псевдо-ксенофонтовой «политии», выражая мнение наиболее реакционных афинских рабовладельцев.
можно также
предполагать, что и в отношении к рабам афиняне проявляли большую гуманность, чем рабовладельцы других городов. например, в комедиях аристофана нередко можно встретить в числе действующих лиц раба, поучающего своего хозяина.
нельзя забывать, однако, что большинство наших сведений
относится к рабам государственным, положение которых было значительно лучше, чем рабов других категорий.
Увлечения человека, от чего же они зависят? На мои взгляд, они зависят от него самого, от его образа жизни. Ведь известно, что некоторые увлечения требуют весьма немалых денег, и из-за этого далеко не каждый даже может их попробовать, к этому виду относятся, например, воздухоплавание, полеты на самолётах, мореплавание на яхтах. Увлечения могут внезапно меняться или исчезать, это может быть связано со множеством причин: пропаданием интереса к нему, нехваткой времени, узнаванием чего-то нового.
Чем увлекаюсь или увлекался я? Раньше я занимался шахматами, причём достаточно много. Я начал ходить в шахматный кружок во втором классе, когда мне было семь лет, и продолжал ходить до начала восьмого класса, то есть в обшей сложности целых шесть лет. Звёзд с неба я не хватал, но некоторые успехи у меня были. Я ездил на шахматные турниры, в основном они проводились в Эстонии, один раз был в Риге и в Сланцах, несколько раз в Кингисеппе. Больше всего, мне конечно, запомнилась моя поездка в Ригу. Это происходило в мае, а на мои взгляд, Рига наиболее красива в это время. Мы жилы в старом городе, он во многом напоминает старый город в Талинне, только гораздо тише и ухоженнее. Помимо нашей основной задачи мы смогли побывать в самом высоком здании старого города - в соборе святого Петра, его высот триста двадцать один метр. Полностью осмотреть его мы не смогли, так как в нашем распоряжении был всего один час, но зато мы побывали на его верху. Там было довольно страшно, дул сильный ветер, но тем не менее я подошёл к краю плошадки. Вид, который оттуда открылся, поразил меня, мне показалось, что я увидел весь город, люди внизу казались муравяьми. Мы бы долго там стояли, но нам пора было возвращатся, и мы спустились вниз. Что касается того, как я выступил в этом турнире, то это был не превосходный результат, но лучше, чем я ожидал.
Я продолжал заниматся шахматами, но во втором полугодии в седьмом классе я перешёл из седьмой школы в ту школу, где я сейчас учусь. Это и было началом конца, потому-что если в том году я ещё занимался шахматами, то в следующем году мне хронически не стало хватать времени и сил, ведь ходить на занятия надо было каждый день вечером, а в субботу ещё и в шахматный клуб на еженедельный турнир. Мне пришлось выбирать или шахматы, или учёбу, потому-что совмещать эти два занятия оказалось невозможным. Но до сих пор у меня иногда возникают сомнения, правыльно ли я поступил? Ведь как раз тогда, когда я начал достигать кое-каких успехов в шахматах, занял четвёртое место в открытом чемпионате Эстонии, я бросил их. Может быть, все-таки не стоило так много времени тратить на учёбу? Даже сейчас я не могу однозначно ответить на этот вопрос.
продолжение наИсточник: http://www.irill.narod.ru/Uvlechenija.html