О воспитании спартанских детей
Нам не многое известно о воспитании спартанских детей. Например, мы знаем из сведений Плутарха о том, что новорожденных (несовершенных физически) детей сбрасывали в ущелье. Но археологи это ущелье не нашли.
Но известно также другое – воспитание спартанцев строилось на краткости, меткости и точности – такими должны быть их действия и речь. Отсюда слово «лаконичный».
Конечно, детей в ущелье не скидывали, но у детей было много других испытаний. Они спали в грубых колыбелях, а учеба проходила не в школе, а в военном лагере. В лагерь отправляли с 7 лет, и с этого возраста дети учились выживать, а если не могли, то погибали.
Любую одежду дети начинали носить с 12 лет. Так как спали дети только по подстилках из соломы, они клали крапиву, чтобы согреться от ожогов.
В военных лагерях дети обучались владеть мечом и метать копье, а также делали физические упражнения.
Кстати, в лагерях никто не кормил детей. Они должны были сами себя прокормить. Например, они воровали – считалось, что это развивает творческий потенциал.
Были у детей и своеобразные развлечения – криптии – грабеж в соседних деревнях. Как правило, дети убивали скот и грелись внутри.
Все заканчивалось, когда мальчику было 17 лет, когда он пройдет главное испытание в храме Артемиды.
Спартанское воспитание носит название «агогэ». Этот термин означает унесение. Надо отметить, что воспитывались так только дети полноправных граждан. Другие сословия также могли отправить сына – для них это был социальный лифт.
В одной из колоний побывал знаменитый греческий историк Геродот. Этой колонией была Ольвия, расположенная в устье большой реки, впадающей в Чёрное море. Ольвией, как и другими греческими городами, управляли Народное собрание, выбираемые гражданами архонты и Городской совет. В степях по соседству с Ольвией обитали многочисленные племена скифов. В своей книге Геродот рассказывает легенду о скифском царе Скиле и его отношениях с греками Ольвии.
Матерью Скила была гречанка. Она научила сына говорить и писать на её родном языке. Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил их образ жизни. Гораздо ближе ему были обычаи греков, и он охотно посещал Ольвию. Всякий раз Скил оставлял свою охрану за крепостной стеной, один входил в город и сразу же требовал закрыть за собой ворота. Затем он переодевался: сняв скифские сапожки, кафтан и длинные штаны, Скил облачался в греческую одежду. Она была несложной. Нижняя одежда походила на рубаху, иногда с одним рукавом. Её надевали прямо на тело. Выходя из дома, греки заворачивались в продолговатый кусок материи. Обувью служили сандалии с тонкими ремешками. Скифы не догадывались о том, что их царь носит чужеземный наряд.
В Ольвии вместо степных просторов Скил видел узкие улочки, ведущие к гавани, торговые склады, кузнечные и гончарные мастерские; вместо скифских кочевых кибиток – крытые черепицей дома с внутренними двориками.
Скил любовался многоколонным храмом, наблюдал за тем, как греки приносят жертвы богам Зевсу и Аполлону. В Ольвии Скил познакомился с красавицей-гречанкой, полюбил её и женился на ней. Для молодой жены он построил роскошный дворец, украшенный мраморными статуями.
Печальная участь, однако, была уготована скифскому царю. Он пожелал принять участие в празднестве, посвящённом богу виноделов – Дионису. На этих празднествах греки исступлённо плясали под звуки музыки. Танцующие приходили в изнеможение, их лица искажали судороги.
Скифы знали об этих танцах и насмехались над ними: «Греки почитают бога, который лишает их рассудка!» Услышав такие слова, один ольвиец вспылил: «А ваш царь, разве он не привержен нашим обычаям? Пойдёмте со мной, вы убедитесь, что я не лгу».
В день празднества он тайно провёл их на крепостную башню, с которой скифы разглядели Скила. Царь плясал вместе со всеми, подбрасывая ноги и выкрикивая бессвязные слова. Скифы пришли в ярость: «Царь Скил попрал обычаи предков, он поклоняется чужим богам!»
Скифские племена восстали против Скила и выбрали себе нового царя. Скил был убит.