История возникновения ислама и роль Пророка Мухаммада В V – VІ веке жители Аравийского полуострова в большинстве своем исповедовали язычество: так было удобно и объяснять людям непонятные явления природы и внезапно возникающие эпидемии, и на руку знати, пытавшейся держать «темный народ» в страхе и повиновении. Со временем часть людей приняла христианство, часть – буддизм. Но большинство продолжало поклоняться языческим богам и вело скудный образ жизни. В VІІ веке, который стал точкой отсчета зарождения новой великой религии, в 570 году появился на свет судьбоносный мальчик. Ему суждено было стать не простым пророком, а первым мусульманином, принявшим новую веру – Ислам (смирение). Пророк Мухаммад с детства был ребенком, он часто задавал вопросы, расстраивался, если ответы на них казались неправдивыми. Постоянно задумываясь о смысле жизни, он пытался постичь тайны земных религий. Когда Пророку исполнилось сорок, перед Ним предстал в видении ангел Джабраил (Гавриил), указал на явившиеся извне слова и велел произнести их. Пророк Мухаммад ответил, что не может их прочитать, сославшись на неграмотность, но ангел оказался настойчив. С этого момента будущему Пророку раскрылся смысл слов и он впервые произнес аяты (стихи), ставшие впоследствии основой Корана. Так зародился трепетный и ранимый росточек новой религии. Первое время Пророка Мухаммада поддерживали только жена и его девятилетний брат. Пророк призывал людей отказаться от многобожия, поститься, не обманывать друг друга и не воровать. Он говорил о вере и неверии, о добре и зле, рае и аде. Говорил, люди слушали, но мало кто верил. Шло время, росточек веры медленно рос, укреплялся его корень, уплотнялся стебель. Стало появляться много новых листочков – первых мусульман, богатых и бедных. Чем больше становилось мусульман, тем страшнее была ненависть знати, с каждым днем терявшей контроль над арабами. В 621 году Пророку Мухаммаду пришлось собрать всех мусульман и совершить хиджру (переселение) в Медину – город Пророка. Еще восемь лет продолжались войны за веру, а уже в 630 году мусульмане вошли в Мекку победителями. К этому времени практически все арабы приняли Ислам. Главной книгой мусульман стал Коран, в котором Пророк Мухаммад учел опыт единобожных религий. Сегодня Ислам – это могучее дерево с крепким корнем и все новыми и новыми побегами. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Арабы издавна населяют Аравийский полуостров, большую часть территории которого занимают пустыни и сухие степи. Кочевники-бедуины передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей. Вдоль побережья Красного моря проходил важный торговый путь. Здесь в оазисах возникли города, а позже крупнейшим торговым центром стала Мекка. В Мекке родился основатель ислама Мухаммед.
После смерти Мухаммеда в 632 году светская и духовная власть в государстве, объединившем всех арабов, перешла к его ближайшим сподвижникам — халифам. Считалось, что халиф («халифе» в переводе с арабского — заместитель, наместник) всего лишь замещает умершего пророка в государстве, получившем название «халифат». Первые четыре халифа — Абу-Бакр, Омар, Осман и Али, правившие один за другим, вошли в историю как «праведные халифы». Им наследовали халифы из рода Омейядов (661-750).
При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии, распространяя новую религию ислам среди завоеванных ими народов. За несколько лет были покорены Сирия, Палестина, Месопотамия и Иран, арабы прорвались в Северную Индию и Среднюю Азию. Им не смогли оказать серьезного сопротивления ни Сасанидский Иран, ни Византия, обескровленные многолетними войнами друг против друга. В 637 году после долгой осады в руки арабов перешел Иерусалим. Храм Гроба Господня и другие христианские храмы мусульмане не тронули. В 751 году в Средней Азии — арабы сразились с войском китайского императора. Хотя арабы и победили, у них не было более сил продолжать свои завоевания дальше на восток.
Другая часть арабского войска завоевала Египет, победоносно двинулась вдоль берега Африки на запад, а в начале 8 века арабский полководец Тарик ибн Зияд переплыл через ГибралтарИстория возникновения ислама и роль Пророка Мухаммада
При создании регулярной армии офицерам было установлено довольно высокое по тем временам довольствие. первое время (по штатам 1711 г.) существовала весьма значительная разница в содержании и иностранных офицеров, перешедших на службу. однако уже в 1720 г. по мере ослабления потребности в офицерах-иностранцах эта разница устранена. помимо основного жалованья офицеры получали различные добавочные суммы (например, рационные для лошадей, на содержание денщиков), а также квартиры и пастбищные угодья для лошадей. сумма добавочных выплат составляла от четверти до трети основного оклада. при взгляде на оклады петровских времен (см. табл. 54) бросается в глаза резкий разрыв между штаб-офицерскими и генеральскими (жалованье генерал-майора в 3 раза больше жалованья полковника), а также огромная разница в окладах высших и нижних чинов (жалованье полного генерала превосходило жалованье прапорщика более чем в 40 раз; в середине xix в. — не более чем в 6–7 раз){216}. в целом же, учитывая уровень цен того времени, следует признать, что даже младшие офицеры в начале xviii в. занимали в обществе по материальному обеспечению весьма завидное положение, стоя по этому показателю выше служащих гражданских ведомств и вообще являясь наиболее высокооплачиваемой группой общества. в дальнейшем основной тенденцией было выравнивание разницы между генеральскими и офицерскими и некоторое увеличение окладов младших офицеров, приближение их к штаб-офицерским. в 30-х гг. xix в. (указы от 1 января 1835 г. и 6 декабря 1838 г.) жалованье офицерам увеличено (см. табл. 55). одновременно стали больше выплачивать столовых денег. штаб — и обер-офицеры, не получавшие столовых денег, во время сборов стали получать порционные — по 57,5 и 28,5 коп. в сутки соответственно{217}.
Венский конгресс 1814—1815 гг. — общеевропейская конференция, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами, и были определены новые границы государств европы. в конгрессе, проходившем в вене с октября 1814 по июль 1815 г. под председательством австрийского дипломата графа меттерниха, участвовали представители всех стран европы (кроме османской империи). переговоры проходили в условиях тайного и явного соперничества, интриг и закулисных сговоров. участники править россию на конгрессе представляли александр i, к. в. нессельроде и а. к. разумовский (в работе спецкомиссий принимал участие иоганн фон анстетт); великобританию — р. с. каслри и а. у. веллингтон; австрию — франц i, к. меттерних, пруссию — к. а. гарденберг, в. гумбольдт, францию — шарль морис де талейран-перигор португалию — педро де соуза гольштейн де палмела швецию — граф карл аксель аёвенхъельм все решения венского конгресса были собраны в заключительном акте венского конгресса. конгресс санкционировал включение в состав нового королевства нидерландов территории австрийских нидерландов (современная бельгия), однако все остальные владения австрии вернулись под контроль габсбургов, в том числе ломбардия, венецианская область, тоскана, парма и тироль. пруссии досталась часть саксонии, значительная территория вестфалии и рейнской области. дания, бывшая союзница франции, лишилась норвегии, переданной швеции. в италии была восстановлена власть папы римского над ватиканом и папской областью, а бурбонам вернули королевство обеих сицилий. был также образован германский союз. часть созданного наполеоном герцогства варшавского вошла в состав российской империи под названием царство польское, а император александр i становился и польским королём. австрия получила южную часть малой польши и большую часть червонной руси, зальцбург, италия: ломбардия, венецианская республика, герцогство моденское, пармское, тосканское, западные земли великой польши с городом познанью и польское вернулись к пруссии. этот раздел польши между державами в науке иногда выделяется как «четвёртый раздел польши»[1]. состоялось международное признание нейтралитета швейцарии. провозглашение политики нейтралитета оказало определяющее воздействие на последующее развитие швейцарии. нейтралитету ей удалось не только уберечь свою территорию от опустошительных военных конфликтов 19 и 20 веков, но также стимулировать развитие поддержанием взаимовыгодного сотрудничества с воюющими сторонами[2].
В V – VІ веке жители Аравийского полуострова в большинстве своем исповедовали язычество: так было удобно и объяснять людям непонятные явления природы и внезапно возникающие эпидемии, и на руку знати, пытавшейся держать «темный народ» в страхе и повиновении. Со временем часть людей приняла христианство, часть – буддизм. Но большинство продолжало поклоняться языческим богам и вело скудный образ жизни.
В VІІ веке, который стал точкой отсчета зарождения новой великой религии, в 570 году появился на свет судьбоносный мальчик. Ему суждено было стать не простым пророком, а первым мусульманином, принявшим новую веру – Ислам (смирение).
Пророк Мухаммад с детства был ребенком, он часто задавал вопросы, расстраивался, если ответы на них казались неправдивыми. Постоянно задумываясь о смысле жизни, он пытался постичь тайны земных религий. Когда Пророку исполнилось сорок, перед Ним предстал в видении ангел Джабраил (Гавриил), указал на явившиеся извне слова и велел произнести их. Пророк Мухаммад ответил, что не может их прочитать, сославшись на неграмотность, но ангел оказался настойчив. С этого момента будущему Пророку раскрылся смысл слов и он впервые произнес аяты (стихи), ставшие впоследствии основой Корана.
Так зародился трепетный и ранимый росточек новой религии. Первое время Пророка Мухаммада поддерживали только жена и его девятилетний брат. Пророк призывал людей отказаться от многобожия, поститься, не обманывать друг друга и не воровать. Он говорил о вере и неверии, о добре и зле, рае и аде. Говорил, люди слушали, но мало кто верил.
Шло время, росточек веры медленно рос, укреплялся его корень, уплотнялся стебель. Стало появляться много новых листочков – первых мусульман, богатых и бедных. Чем больше становилось мусульман, тем страшнее была ненависть знати, с каждым днем терявшей контроль над арабами.
В 621 году Пророку Мухаммаду пришлось собрать всех мусульман и совершить хиджру (переселение) в Медину – город Пророка. Еще восемь лет продолжались войны за веру, а уже в 630 году мусульмане вошли в Мекку победителями. К этому времени практически все арабы приняли Ислам. Главной книгой мусульман стал Коран, в котором Пророк Мухаммад учел опыт единобожных религий.
Сегодня Ислам – это могучее дерево с крепким корнем и все новыми и новыми побегами.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
Арабы издавна населяют Аравийский полуостров, большую часть территории которого занимают пустыни и сухие степи. Кочевники-бедуины передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей. Вдоль побережья Красного моря проходил важный торговый путь. Здесь в оазисах возникли города, а позже крупнейшим торговым центром стала Мекка. В Мекке родился основатель ислама Мухаммед.
После смерти Мухаммеда в 632 году светская и духовная власть в государстве, объединившем всех арабов, перешла к его ближайшим сподвижникам — халифам. Считалось, что халиф («халифе» в переводе с арабского — заместитель, наместник) всего лишь замещает умершего пророка в государстве, получившем название «халифат». Первые четыре халифа — Абу-Бакр, Омар, Осман и Али, правившие один за другим, вошли в историю как «праведные халифы». Им наследовали халифы из рода Омейядов (661-750).
При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии, распространяя новую религию ислам среди завоеванных ими народов. За несколько лет были покорены Сирия, Палестина, Месопотамия и Иран, арабы прорвались в Северную Индию и Среднюю Азию. Им не смогли оказать серьезного сопротивления ни Сасанидский Иран, ни Византия, обескровленные многолетними войнами друг против друга. В 637 году после долгой осады в руки арабов перешел Иерусалим. Храм Гроба Господня и другие христианские храмы мусульмане не тронули. В 751 году в Средней Азии — арабы сразились с войском китайского императора. Хотя арабы и победили, у них не было более сил продолжать свои завоевания дальше на восток.
Другая часть арабского войска завоевала Египет, победоносно двинулась вдоль берега Африки на запад, а в начале 8 века арабский полководец Тарик ибн Зияд переплыл через ГибралтарИстория возникновения ислама и роль Пророка Мухаммада