Знатокам русской истории хорошо известно, что с женитьбой великого князя Василия II было связано несколько событий, приведших к затяжной усобице внутри разросшейся семьи московских князей. Сначала это была ссора Василия II с боярином Иваном Дмитриевичем Всеволожем, который до этого великому князю получить в Орде ярлык на великое княжение Владимирское, потом — скандал на самой свадьбе великого князя, повлекший за собой окончательный разрыв отношений с дядей Юрием Галицким и его сыновьями.
Последствием ссоры и скандала стало свержение Василия II с престола уже в апреле 1433 г. и его изгнание дядей из Москвы. Летом, правда, великий князь вернулся на престол, но ненадолго. В конце марта 1434 г. в столице снова произошли перемены. Василий II опять оказался в изгнании, его место занял все тот же дядя Юрий Галицкий, а после его кончины старший сын Василий Юрьевич. Вернуться в Москву Василий II смог в июле 1434 г. Однако в феврале 1446 г. двоюродные братья Дмитрий Юрьевич Шемяка и Иван Андреевич Можайский схватили его, ослепили и вместе с семьей под стражей отправили в Углич. Окончательно укрепиться на отцовском престоле Василию II, прозванному Темным, удалось только в феврале 1447 г., но борьбу с Дмитрием Шемякой пришлось вести до самой гибели соперника в 1453 г.
Таким образом, по завещанию серпуховского князя дочь боярина Всеволожа могла оставаться в Радонеже до самой кончины вместе со своей, видимо, единственной дочерью. Затем Радонеж должен был стать владением ее дочери.
Радонежский князь Андрей Владимирович, по данным летописей, скончался от мора 5 ноября 1426 г.16 Тогда же, надо полагать, умерла и его супруга, поскольку в завещании вдовы Владимира Андреевича Храброго — княгини Елены Ольгердовны, составленном в начале 1433 г., ее имени нет17. Нет в нем и имени дочери Андрея Радонежского, хотя о ее существовании известно из летописной записи о ссоре на свадьбе Василия II — она стала женой князя Василия Юрьевича18.
В завещании Елены Ольгердовны упомянуты лишь ее внук Владимир Ярославич, которого княгиня благословляет десятью селами в разных местах, внучка Мария — дочь умершего сына Ивана Владимировича и две снохи: Василиса — вдова сына Семена Владимировича и Ульяна — вдова сына Василия Владимировича. Всем им Елена Ольгердовна завещала по нескольку сел19.
письмо о посещении купца владимиро-суздальского княжества
я индийский купец и долго добирался до владимиро-суздальского княжество. это княжество руси меня приятно удивило. я никогда не видел такого красивого места.
здесь видны свидетельства ростовского периода, и
ростово-суздальского периода.
раньше я был в ростове, теперь самые широкие торговые ряды в суздали.
после опустошения княжества монголо-татарами княжество существенно изменилось. теперь владимиро-суздальское княжество расцвело и не осталось ничего, что бы напоминало
зависимость.
местные рассказали мне, что андрей боголюбский и всеволод большое гнездо вложили наибольший вклад в развитие княжества.
как видно из общего вида княжества, здесь хорошо развита архитектура. я заметил много зданий из белого камня.
особенно меня
поразил успенский собор. мне также удалось увидеть золотые ворота. я входил через них в княжеско-боярскую часть города, куда мне нужно было попасть на прием к князю.
мне также показали дмитриевский собор невероятной красоты, напоминающий европейские соборы.
меня также
познакомили с летописью, которая велась после строительства успенского собора. я ознакомился во всеми князями владимиро-суздальского княжества, начиная с владимира.