Новгородская земля была расположена на северо-западе Руси. Новгород - один из крупнейших городов древности, торговый и ремесленный центр. Получив известность уже в IX веке в качестве центра славянских племен на северо-западе Руси, Новгород быстро набирает силу и становится соперником Киева. Обширны были и колониальные владения Новгорода: они тянулись далеко на север и северо-восток до Северного Ледовитого океана и Урала. Зависимое население платило дань новгородцам, что являлось дополнительным источником обогащения власть имущих. Новгород хорошо был известен за рубежом и поддерживал постоянные торговые отношения со Швецией, Данией, Голландией, Ганзейским союзом.1
Жизнь крестьян в 16 веке не была завидной. Дело в том, что в 16 веке происходило активное закрепощение крестьян, соответственно, их жизнь становилась тяжелее.
Феодалы (еще не помещики) увеличивали налоги (точнее барщину и оброк), которые должны были платить крестьяне. Это делалось с 2 целями: 1) укрепить власть над крестьянами 2) увеличить собственный доход.
Закрепощение также прослеживается в другом. Если раньше у крестьян была возможность уходить от господ, то согласно Судебнику у них был только Юрьев день (а точнее, одна неделя). И крестьянин не мог просто уйти от феодала, ему требовался специальный «отказ» феодала, все его долги должны быть закрыты, а пожилое уплачено.
Затем в России выросла барская запашка, которая требовала использования большего количества людей. Поэтому феодалов и крестьян у них появилось больше. И появился вопрос о запрете Юрьева дня вовсе, что означало бы окончательное закрепощение.
Жизнь крестьян зависела также от типа, к которому человек относится. Он мог быть частновладельческим крестьянином, который работал бы на бояр и дворян, или черносошным крестьянином, который трудился бы на государство, или на монастырских крестьян.
К концу века положение крестьян и вовсе ухудшилось. Налоги были такими большими, что они попали «в долговое рабство», не могли выполнять тяжелую работу (особенно в монастырях) и оброки.
Было бы другое влияние. Язычество как идея объединения и взгляда на жизнь проиграло византийскому христианству, пускай и не сразу. Т.е. на Русь зашла другая, южная теория взгляда на жизнь.
Значит надо было выработать какую то свою устойчивую теорию жизни, она не была выработана, и как следствие произошло вписывание в другой процесс, но надо признать, что многое видимо было не так как заповедовали нам христианские отцы византийского православия.
1. Развивалось бы хорошо и прекрасно, если бы смогла Русь придумать нечто своё виденье, аналогичное византийскому православию.
2. Могли попасть до западную римскую ветку христианства.
Вот так бы и развивалась.
Объяснение: