1. возникновение исламской цивилизации, общий характер 2.соц нормы и мотивы в обществ поведении в исламском обществе 3. соц культ особого арабского тюркского общества 4 исламская духовная культуры и философская мысль в эпоху средневековья
Годунов Борис Федорович (1552-1605) - 1-й царь из этой фамилии, младший из 2 сыновей костром, дворянина Ф. И. Годунова-Кривого. Рано остался сиротой и вместе с сестрой Ириной воспитывался в доме дяди, Д. И. Годунова, который в результате опричной реформы оказался при дворе Ивана Грозного. Благодаря женитьбе на дочери Г. Л. Скуратова-Бельского Марии (1570) начал быстрое продвижение вверх по служебной лестнице. Постепенно стал активным деятелем опричнины. На 3-й свадьбе царя был его дружкой. С 1578 г. - кравчий. Сестра его Ирина стала женой царевича Федора, будущего царя, что ещё больше возвысило Годунова при дворе. На 7-й свадьбе царя - на Марии Нагой (1581) - дружка царицы. В том же году получает чин боярина. С 1584 г. - член Верховной Думы, конюший, ближний вел. боярин и наместник царя Федора Ивановича в Казани и Астрахани. Начинается постепенный процесс устранения соперников Годунова: Шуйских, Мстиславских и Романовых. С 1585 г. Годунов становится полноправным правителем государства при недее царе. В 1590 г. участвовал в Шведском походе из Новгорода к устью Невы в должности дворцового воеводы. После смерти Федора Ивановича (1598) избран Земским собором на царство. Годунов, по единодушному мнению современников, был крупным государственным деятелем. Он почти всегда лично вёл дипломатические переговоры, активно участвовал в проведении внутренней политики, отвечавшей интересам основной части дворянства. Его правительство продлило перемирие с Польшей и вступило в войну со Швецией (1590 - 1593)в результате которой Россия вернула утерянные после Ливонской воины 1558-1583 гг. города Ям, Орешек, Ивангород и др., расширила выход к Балтийскому морю. При Годунове была предпринята энергичная колонизация Сибири. На юге для обороны от набегов Крымских татар продолжалось освоение степей, где были построены города Валуйки, Воронеж, Белгород и др., восстановлен Курск. В правление Годунова расширяются связи России с Грузией. Для обеспечения пути в эту страну была построена крепость в устье Терска, и русская рать дважды выступала против Дагестан, шамкала. Годунов добился в 1389 у константинопольского патриарха, воспользовавшись бедственным его положением, согласия на учреждение русской патриархии. Продолжая политику Ивана Грозного по укреплению самодержавной власти, Годунов в борьбе с боярами и княжатами опирался на служилых дворян и верхи посада. В пользу последних проводилось т. н. «посадское строение», т. е. возвращение в посад беглых тяглецов, приписка к посаду владельческих крестьян, занимавшихся торговлей и промыслами и т. д. Было продлено действие заповедных лет. В 1592 г. закончилась перепись населения, затеянная ещё Иваном Грозным, результатом которой оказалось окончательное закрепление крестьян за их владельцами. Около 1592 - 1593 гг. был издан указ о запрещении выхода крестьянского, что фактически окончательно закрепощало крестьян. В 1597 г. были изданы указы об установлении 5-летней давности для исков на беглых крестьян и указ о холопах, по которому кабальные люди лишались права выкупаться на свободу. Одновременно в кабальных холопов была превращена целая категория свободных людей, т. н. «вольных холопов». Важным актом закрепощения крестьянства было введение в южных районах страны «государевой пашни», к которой прикреплялись беглые крестьяне. Резкое усиление крепостного гнёта в правление Годунова привело в начале XVII в. к гражданской войне. Бедствия населения России усилились вследствие тяжёлого неурожая 1601 -1603 гг. и страшного голода. В 1603 г. вспыхнуло восстание Хлопка Косолапа, охватившее центр, уезды страны и с трудом подавленное правительством. Несмотря на то, что Годунов закупал хлеб на свои личные деньги и раздавал голодавшему населению, недовольство народ, масс было столь велико, что они поддержали Лжедмитрия I, открывшего в 1604 г. военные действия против Годунова. Борис Годунов скоропостижно скончался в Москве и был, предположительно, отравлен. Похоронен в Архангельском соборе.
Сначала 14 в. наметился новый подъем культуры в землях, который продолжался в течение 14-15 в. во всех крупных городах, таких, как москва, новгород, тверь, ростов, псков, нижний новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше. сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. в устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. наряду с ними появились и новые легенды (например, "сказание о граде китеже"). в xiv в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав. одним из самых распространенных жанров были повести: "о битве на калке", "о разорении рязани батыем", "о мамаевом побоище", "задонщина". памятником культуры xv в. явилось "хождение за три моря" тверского купца афанасия никитина (наблюдения об индии и др. странах, лежащих между индией и русью) . ценные описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца стефана и смолянина игнатия в царьград. церковная "житийная" также получила широкое распространение. возобновляется активное каменное строительство. при дмитрии донском в москве строится белокаменный кремль, в xv в. - кирпичный кремль при итальянских мастеров. в 15 в. строятся успенский собор (архитектор - аристотель феораванти) , архангельский собор (усыпальница московских князей) , благовещенский собор, грановитная палата. новые летописные своды. первый летописный свод - "троицкая летопись", созданная в москве в 1408 г. (погибла в московском 1812 г.) . к 1480 г. относится создание московского летописного свода. в 1442г. появился первый хронограф, составленный пахомием лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная , включавшая руси. живопись 14-15 в. поднялась на высшую ступень развития. в новгороде, при росписи волотовской церкви, позднее в москве начале 15 в. работал художник феофан грек. он расписал вместе с симеоном черным московскую церковь рождества богородицы, участвовал в оформлении архангельского собора в москве. крупнейшим художником был андрей рублев. он расписал совместно с феофаном греком и живописцем прохором из городца благовещенский собор во владимире и троицкий собор в троице-сергиевом монастыре. рублев создал знаменитое произведение "троицу". большого развития достигло прикладное искусство. сохранились образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. подъем культуры отражал развитие народности. 16 в. отличалась публицистичностью. один из самых ярких публицистов 16 в. иван пересветов. он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. с середины 16 в. начинает свою российское книгопечатание. издание книг в москве началось еще в 1553 г. выходили так называемые анонимные издания. в 1563 г. в москве приступил к работе иван федоров. он был не только издателем, но и редактором книг. первые его издания в москве - книги святого писания. высокого уровня достигает в этот период архитектура. в 1-й пол. 16 в. в россии идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. своеобразие зодчества связано появлением в 16 в. шатрового стиля : покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. большое развитие в россии получило литейное дело. в конце 15 в. в москве стал действовать государст. пушечный двор. в 1586 г. он отлили знаменитую царь- пушку весом 40 т, длиной 5 м и диаметром 890 м. 16 в. время неблагоп. для развития культуры.
С 1585 г. Годунов становится полноправным правителем государства при недее царе. В 1590 г. участвовал в Шведском походе из Новгорода к устью Невы в должности дворцового воеводы. После смерти Федора Ивановича (1598) избран Земским собором на царство. Годунов, по единодушному мнению современников, был крупным государственным деятелем. Он почти всегда лично вёл дипломатические переговоры, активно участвовал в проведении внутренней политики, отвечавшей интересам основной части дворянства. Его правительство продлило перемирие с Польшей и вступило в войну со Швецией (1590 - 1593)в результате которой Россия вернула утерянные после Ливонской воины 1558-1583 гг. города Ям, Орешек, Ивангород и др., расширила выход к Балтийскому морю. При Годунове была предпринята энергичная колонизация Сибири. На юге для обороны от набегов Крымских татар продолжалось освоение степей, где были построены города Валуйки, Воронеж, Белгород и др., восстановлен Курск.
В правление Годунова расширяются связи России с Грузией. Для обеспечения пути в эту страну была построена крепость в устье Терска, и русская рать дважды выступала против Дагестан, шамкала. Годунов добился в 1389 у константинопольского патриарха, воспользовавшись бедственным его положением, согласия на учреждение русской патриархии. Продолжая политику Ивана Грозного по укреплению самодержавной власти, Годунов в борьбе с боярами и княжатами опирался на служилых дворян и верхи посада. В пользу последних проводилось т. н. «посадское строение», т. е. возвращение в посад беглых тяглецов, приписка к посаду владельческих крестьян, занимавшихся торговлей и промыслами и т. д. Было продлено действие заповедных лет. В 1592 г. закончилась перепись населения, затеянная ещё Иваном Грозным, результатом которой оказалось окончательное закрепление крестьян за их владельцами. Около 1592 - 1593 гг. был издан указ о запрещении выхода крестьянского, что фактически окончательно закрепощало крестьян.
В 1597 г. были изданы указы об установлении 5-летней давности для исков на беглых крестьян и указ о холопах, по которому кабальные люди лишались права выкупаться на свободу. Одновременно в кабальных холопов была превращена целая категория свободных людей, т. н. «вольных холопов». Важным актом закрепощения крестьянства было введение в южных районах страны «государевой пашни», к которой прикреплялись беглые крестьяне. Резкое усиление крепостного гнёта в правление Годунова привело в начале XVII в. к гражданской войне. Бедствия населения России усилились вследствие тяжёлого неурожая 1601 -1603 гг. и страшного голода. В 1603 г. вспыхнуло восстание Хлопка Косолапа, охватившее центр, уезды страны и с трудом подавленное правительством. Несмотря на то, что Годунов закупал хлеб на свои личные деньги и раздавал голодавшему населению, недовольство народ, масс было столь велико, что они поддержали Лжедмитрия I, открывшего в 1604 г. военные действия против Годунова. Борис Годунов скоропостижно скончался в Москве и был, предположительно, отравлен. Похоронен в Архангельском соборе.