Главная цель опричнины — подорвать основы независимости крупного дворянства — не была достигнута. Общий результат опричнины историк XIX столетия В. О. Ключевский формулирует так: «Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную». В результате этого:
На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских. Ливонская война была окончена с незначительными достижениями русских;
Шведские войска захватили Нарву, Копорье и др. уезды и отказывались их возвращать;
В 1571 г. из-за низкой бое опричного войска крымские татары сожгли Москву;
Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причём в самых жёстких формах (барщина).
Итак, разорение и террор опричных лет (1565—1572 гг.) стали одними из главных причин того глубокого кризиса, который переживала Россия в конце XVI в. Усилившаяся социальная нестабильность в условиях династического кризиса — отсутствия прямого наследника — привела русское государство (через 20 лет) к трагическим событиям Смутного времени: голоду, неурожаю, появлению самозванцев, претендующих на престол, нашествию иноземных войск, полному обнищанию народа, упадку экономики, деградации государства.[54]
Патриарх православной церкви Никон и протопоп Аввакум, тоже ее священнослужитель – два противника, ставшие по две разные стороны Раскола церкви. Раскол же случился в истории России в середине 17-го века (1650-60-е годы).
Патриарх Никон задумал реформировать русскую православную церковь, поскольку расхождения с греческими книгами приводили к конфликтам с иностранными собратьями по вере. Он, ссылаясь на раннехристианские источники, заменил крещение двумя пальцами (перстами) на крещение щепотью (тремя пальцами), поменял направление крестного хода. Поменялись еще некоторые ритуалы, а также изменен текст некоторых церковных книг.
Но вот в русском обществе Никона поддержали далеко не все.
Я, как автор данного исторического сообщения, поддерживаю ту точку зрения, что многие верующие тогда просто были заморочены страхом «бесовщины». Поэтому реформу Никона восприняли как конец света и пришествие сатаны. Многие верили в магическую силу определенного ритуала крещения или крестного хода, и изменение ритуала привело их в ужас. С другой стороны, не доказано и сейчас, что изменение церковных книг было обосновано историческими источниками.
Протопоп Аввакум возглавил движение против Никоновской реформы, к которому присоединилось множество духовенства, аристократов и простых людей – десятки, и сотни тысяч. Большинство их власть в лице царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, подвергла репрессиям. Бояр высылали, непокорных монахов просто разгоняли из монастырей, простых людей наказывали кнутом. Аввакум был заключен в темницу, где сожжен как еретик после многолетнего пребывания. Никон же сам доживал жизнь в ссылке, не угодив царю.
Никон – достаточно яркий пример реформатора «огнем и мечом», а Аввакум – непокорного оппозиционера, к сожалению, мало успешного в итоге, ставшего жертвой вместе с соратниками.